Российский рынок развлечений и медиа пострадал от кризиса сильнее, чем тот же сегмент в других странах мира. В обзоре «Всемирная индустрия развлечений и медиа в 2009−2013 годах» консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) говорится, что последствия проявятся уже в этом году. «После ежегодного двузначного роста в течение последних пяти лет расходы на развлечения и медиа упадут на 10,6%», — предупреждают авторы обзора.

Объем рынка развлечений и СМИ в долларовом выражении будет падать в течение двух лет — в 2009 и 2010 годах. В будущем году падение относительно 2008 года составит 11,5%. К 2011 рынок снова начнет расти, но к докризисным значениям вернется не раньше 2012−2013 годов. При подсчете объема рынка в PwC учитывали количество рекламы в денежном выражении и расходы конечного потребителя на покупку продукта: в 2008 году он составил $23,5 млрд. По итогам 2009 года рынок сократится до $21,05 млрд, а к концу 2010 года – до $20,8 млрд.

Восстановившись после двухлетнего падения, к 2013 году рынок медиа и развлечений вырастет до $28,3 млрд. Среднегодовой рост будет на уровне 3,7%. Его обеспечат потребители, так как объем рекламы в это время будет падать на 0,1% в год. В России на развлечения и СМИ в 2008 году потратили $10 млрд. Лидерами по расходам стали Германия и Великобритания, там этот показатель превышает $55 млрд.

Сейчас российский рынок рекламы на пятом месте в Европе, его объем достигает $10,8 млрд в год, сообщает обзор PwC. Самые крупные рынки в Великобритании ($28 млрд), Германии ($24 млрд), Италии ($18 млрд) и Франции ($14 млрд). По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка рекламы в 2008 году составлял 267 млрд руб. или $10,74 млрд. В PwC его оценили в $10,8 млрд. Падение к концу 2009 года будет на уровне 17%, до $8,95 млрд, считают в консалтинговой компании.

Эксперты PwC предупреждают, что сокращение личных и корпоративных расходов приведет к тому, что расти будут только кино, интернет и платное телевидение. За 2007−2008 годы кассовые сборы в кинопрокате выросли на 84%. В 2009 году эта тенденция прервется в связи с сокращением потребительских расходов. Но билеты, по прогнозам PwC, будут дорожать медленнее — если с 2004 по 2008 средняя цена на билет в кино выросла на 85%, то в ближайшие 5 лет она будет расти в среднем на 4,8%. Интернет-рынок будет расти быстрее всего, в том числе за счет рекламы. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) расходов на интернет-рекламу составит 20,6%, а расходы на доступ к интернету будут расти по 19,6% в год. В 2009 году на интернет в России (в том числе мобильный) потратят на $150 млн больше, чем в 2008 году — $2,81 млрд, подсчитали в PwC.

В сегменте платного телевидения будет рост на уровне 15,9% в год, в киноиндустрии — на 8,4% в год. Объемы рынков музыки, радио, наружной рекламы, журналов общего характера, b2b−изданий и книгоиздания даже в 2013 году будут ниже, чем в 2008 году.

Коммерческий директор J`Son & Partners Денис Чекурашвили согласен, что объем рынка платного ТВ вырастет. По его прогнозам темпы роста составят 15−22%. «В российской киноиндустрии произошел серьезный спад, и чтобы оправиться от него, ей потребуется значительное время», — пояснил он.

По словам Дениса Чекурашвили, интерес инвесторов к сегменту медиа и развлечений вернется не раньше 2012 года. «2012 год наиболее адекватный срок возвращения рынка к темпам роста, которые интересны для вложений», — уточнил он.