Ритуалы погребения усопших существуют на протяжении многих столетий и имеют весьма сакральное значение. Тем не менее, в современном мире ритуальные услуги носят вполне рыночный характер и приобретают всё больше маркетинговых черт. Например, сегодня заказать услуги по уходу за могилами в Ульяновске и любом другом городе можно через стандартные средства поиска услуг: по совету знакомых или через Интернет. Предлагаем вам разобраться в особенностях современного похоронного бизнеса и выяснить, какие маркетинговые инструменты он использует для продвижения своих услуг.
Похоронные услуги: рыночная категория или традиционное занятие?
Согласно мировой аналитике, на сегодняшний день оказание ритуальных услуг стало одной из самых рентабельных форм бизнеса во многих странах мира. Что касается России, здесь темпы развития этого рыночного сегмента отстают от глобальных, но в последние десятилетия российский рынок ритуальных услуг развивается довольно интенсивно.
Маркетинг в сфере похоронных услуг довольно несложный. Это обусловлено характером поведения потребителей. Так, в стремлении обеспечить своему близкому достойные похороны клиенты похоронных бюро почти не торгуются. К тому же, потребность в ритуальных услугах носит довольно сиюминутный характер и считается отталкивающей — тема смерти неприятна для всех, и изучением рынков ритуальных услуг клиенты почти не занимаются. Так что похоронные бюро практически не нуждаются в рекламе. Тем не менее, ритуальные компании всё же вынуждены искать альтернативные стратегии выхода на заказчиков.
Главной формой продвижения похоронных услуг в России стал так называемый событийный маркетинг. Похороны становятся всё более индивидуальными, так что потребители нуждаются в компетентной организации специальных событий — похороны входят в эту категорию услуг. Так, ритуальное бюро, проводя рекламную кампанию, не должно навязывать свои услуги: клиенты лучше самим выйти на сайт того или иного похоронного бюро, чтобы, например, заказать похороны, подобрать памятники на могилу в Ульяновске или связаться с ритуальным агентом для помощи в других организационных вопросах.
Стоит отметить, что Интернет становится всё более влиятельным инструментом маркетинга в ритуальном бизнесе. Всё больше похоронных компаний создают официальные сайты в Интернете и продвигают свои услуги онлайн. Это позволяет им расширить клиентскую аудиторию и улучшить свою репутацию в обществе.