Олег Белозёров: «РЖД запустили движение по второму Байкальскому тоннелю»

Накануне Дня железнодорожника Президент России Владимир Путин ввёл в эксплуатацию второй Байкальский тоннель.

Накануне Дня железнодорожника Президент России Владимир Путин ввёл в эксплуатацию второй Байкальский тоннель. Глава государства участвовал в церемонии открытия в режиме видеоконференцсвязи, в то время как на самом объекте присутствовал генеральный директор — председатель правления РЖД Олег Белозёров, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, а также председатель совета директоров АО «УСК Мост» Руслан Байсаров, чья компания проводила строительные работы.

Запуск тоннеля повысит пропускную способность участка в пять раз. На первом этапе планируется увеличить количество поездов с 17 до 33 пар, а в перспективе — до 85 пар. Это также позволит повысить провозную способность с 13,2 до 32,4 млн тонн грузов в год на участке Северобайкальск — Лена.

Объект находится в западной части Байкало-Амурской магистрали на участке Дельбичинда — Дабан и соединяет Иркутскую область с Республикой Бурятией. Его протяжённость составляет 6682 м, в нём установлено два железнодорожных пути. Тоннель стал вторым после действующего однопутного Байкальского тоннеля, который функционирует с 1985 г.

Что нам стоит тоннель построить

Строительные работы на Байкальском тоннеле стартовали в 2014-м в рамках развития БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали. В марте 2018 года Владимир Путин (также в режиме видеоконференции) и Олег Белозёров приняли участие в торжественной сбойке тоннеля.

При возведении нового объекта строители столкнулись сразу с несколькими трудностями. Прежде всего, это непростые геологические условия, которые представляют собой скальные труднопроходимые грунты — неоднородные и вязкие. Для проходки использовался тоннелепроходческий комплекс Lovat. Машина прокладывала автомобильные и железнодорожные трассы при подготовке инфраструктуры для Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014-м. В ходе работ было разработано и вывезено порядка 1 млн куб. м грунтов.

Тоннель пролегает под Байкальским горным хребтом, для которого характерна достаточно высокая сейсмическая активность на уровне 8—9 баллов. Его глубина заложения достигает 300 м.

Ещё одной особенностью стали климатические условия. Температуры в этой местности в зимнее время падают ниже 50 °С, что значительно осложняло работы. Специально для этого строители проложили в тоннеле согревающий кабель.

Тоннель оборудован системами противопожарной защиты и дымоудаления, установлена вентиляция, телефонная связь, а также очистные сооружения. Технические сооружения Байкальского тоннеля снабжаются электричеством благодаря пяти трансформаторным подстанциям.

Во время возведения объекта были применены уникальные технологические решения. Чтобы снизить вибрацию, в основании тоннеля уложили специальные демпфирующие маты, а по всей длине участка проложили бесстыковой путь.

«Это безбалластный путь, при этом здесь, на портале, автоматические двери будут поддерживать круглый год постоянную температуру», — доложил глава РЖД Белозёров Президенту в ходе церемонии торжественного открытия.

По словам Олега Валентиновича, установленные портальные автоматизированные раздвижные ворота выполнены из полимерных материалов. Это позволяет обеспечить дополнительную защиту объекта от неблагоприятных погодных воздействий: высокой влажности и низких температур. Створки 6,8 м в высоту и 3,2 м в ширину выполнены из стеклопластиковых обшивок, благодаря чему в случае чрезвычайной ситуации локомотив сможет беспрепятственно разрушить ворота, не получив при этом повреждений.

Отдельно стоит отметить экологическую составляющую при строительстве объекта. В конце августа 2020-го РЖД заключили меморандум с правительством и общественной палатой Бурятской республики. Документ направлен на защиту окружающей среды и предусматривает создание системы экологического мониторинга, а также реализацию охранных мероприятий в зоне Байкальской природной территории. Срок действия договора — до конца 2024 г., когда планируется завершить второй этап работ по модернизации БАМа и Транссибирской магистрали.

Экономический эффект

Второй Байкальский тоннель имеет важное экономическое значение для России. В полной мере оценить эффект от его строительства удастся в перспективе.

По словам Белозёрова, уже сейчас можно констатировать, что запуск дополнительной железнодорожной магистрали положительно скажется на росте экспорта. Новая артерия обеспечит бесперебойные поставки угля, а также доставку грузов из Китая в Европу. Движение по объекту благоприятно повлияет на экономику таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток.

Строительство Байкальского тоннеля — часть модернизации инфраструктуры Восточного полигона российских железных дорог, который обеспечивает перевозку грузов в азиатские страны из западных, уральских и сибирских регионов. В состав полигона входят:

  • Красноярская железная дорога.
  • Восточно-Сибирская железная дорога.
  • Забайкальская железная дорога.
  • Дальневосточная железная дорога.

В июле 2020 года РЖД утвердил концепцию развития полигона. Работы курирует специально созданный управляющий комитет во главе с генеральным директором — председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозёровым. В рамках концепции развития предусмотрено восемь различных направлений, каждое из которых возглавляют профильные заместители главы РЖД.

Справочная информация

Белозёров возглавляет ОАО «РЖД» с августа 2015 г. В марте этого года его полномочия на посту главы госкорпорации были продлены ещё на пять лет.

Окончил ФИНЭК (ныне — СПбГЭУ), кандидат экономических наук.

Карьеру госслужащего Олег Валентинович начал с заместителя руководителя Росавтодора (2004). Впоследствии возглавил ведомство и проработал на протяжении пяти лет. (2004—2009). Затем Белозёрова назначили заместителем министра транспорта РФ (2009—2015), также работал на позиции первого заместителя главы Минтранса (2015).

За время работы в ОАО «Российские железные дороги» участвовал в запуске крупных транспортных инфраструктурных проектов в Москве — МЦК (2016), МЦД (2019), вокзал Восточный (2021).

В январе 2021-го Белозёров занял первую строчку в рейтинге 10 наиболее упоминаемых топ-менеджеров в печатных СМИ.

Похожие материалы по теме

Печать календарей-плакатов

Календари-плакаты — это не просто инструмент для планирования, но и мощный рекламный носитель.

Я выбираю:: новогодние игры для детей

Чем занять детишек в новогоднюю ночь, чтобы они не заскучали среди взрослых? Да и сами взрослые будут наверняка не прочь повеселиться вместе  с детьми. Несколько идей не помешают, тем более их можно использовать и на протяжении праздничных дней. В такие игры будет интересно сыграть как и деткам постарше, так и совсем маленьким.