73 проц. россиян стали более экономно относиться к покупкам
73 проц. россиян стали более экономно относиться к покупкам - исследование
Похоже, что рецессия докатилась и до российского потребительского рынка, который до сих пор оставался в десятке самых оптимистичных рынков мира. К началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года, говорится в сообщении международной исследовательской компании Nielsen. Всего 88 пунктов составил Индекс потребительского доверия, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года. Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. "Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством," - комментирует результаты нового исследования Дуайт Уотсон, генеральный директор компании "Nielsen Россия". 72 проц. опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25 проц. опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентяре-октябре таковых было более половины". Серьезно пошатнулась и уверенность россиян и в стабильности своего финансового положения. В сентяре-октябре 2008 две трети (67 проц.) российских онлайн пользователей оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51 проц.) опрошенных уверены в своих финансах. Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования Nielsen, 35 проц. респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений. Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, - необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни. По данным отчета Nielsen "Russians Through Crisis", 95 проц. участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. По данным опроса Nielsen, 73 проц. участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21 проц.) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68 проц.) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.Финмаркет