Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России предполагает создание удобных условий получения услуг для бизнеса по принципу одного окна. О том, как это происходит в Кировской области, рассказал Юрий Палюх, министр информационных технологий и связи.
«Единое окно для бизнеса – это не только государственные муниципальные услуги, но и услуги кредитных организаций, организаций инфраструктуры поддержки предпринимателей и другие: нотариус, юристы, реклама и так далее. Ими могут воспользоваться не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане, которые только собираются заняться своим делом», - сказал Юрий Иванович во время доклада на заседании регионального правительства.
По его словам, проект можно реализовать с помощью нескольких моделей.
1. Открытие МФЦ для бизнеса.
2. Размещение бизнес-зон или бизнес-окон МФЦ в помещениях кредитных организаций.
3. Создание центров оказания услуг для бизнеса на базе кредитных организаций с наделением их статуса «привлекаемых организаций». В этом случае обслуживанием занимаются сотрудники организации.
«Кредитная организация должна соответствовать требованиям привлекаемой организации. Например, они должны иметь филиальную сеть в не менее 50% муниципальных образованиях субъекта РФ. На сегодняшний день в регионах Российской Федерации преимущественно используется 1 модель. В частности, в Казани в декабре 2017 открыли Дом предпринимателя, где расположены 6 специализированных окон МФЦ для бизнеса отделения ПАО «Сбербанк», а так же иных организаций, которые оказывают услуги бизнесу. На Дальнем Востоке используется практика работы МФЦ с привлекаемыми организациями через открытие отдельных окон на базе различных организаций-партнёров без учета федеральных требований», - отметил Юрий Палюх.
Создание центра оказания услуг (далее ЦОУ — прим. ред.) для бизнеса за счёт привлекаемых организаций в Кировской области рассмотрели в Правительстве в середине декабря. Постановлением предусмотрено, что все расходы по организации деятельности ЦОУ должны финансироваться за счёт средств кредитных организаций, на базе которых они открываются.
Первым этапом было открытие ЦОУ с не менее 10 окнами в Кирове. Первая заявка поступила от Сбербанка, где и открылся первый ЦОУ – в офисе на ул. Дерендяева, 25. На данный момент сотрудники кредитной организации проходят обучение процедурам предоставления государственных муниципальных услуг.
ЦОУ уже функционирует, но есть проблемы, отметил министр. Например, отсутствует возможность получения в ЦОУ услуг Росреестра. Юрий Иванович подчеркнул, что услуги ведомства одни из самых востребованных в рамках бизнес-ситуаций. Причина кроется в том, что деятельность ЦОУ регулируется законом №210 ФЗ, в котором услуги Росреестра включены. Но по нормам закона №218 ФЗ, в соответствие с которым Росреестр осуществляет свою деятельность, установлены ограничения: приём может осуществлять либо уполномоченное лицо органа регистрации прав, либо сотрудник МФЦ. Возможность предоставления данных привлекаемой организации в этом законе не предусмотрена. Поэтому в Управлении Росреестра по Кировской области считают, что принцип одного окна нельзя реализовать для предоставления данных услуг для бизнеса на базе привлекаемой организации, пояснил Юрий Палюх.
Стоит отметить, что центральный аппарат Росреестра поддерживает позицию региональной власти.
Планы по развитию ЦОУ:
- создание полноценной системы предоставления услуг для бизнеса – расширение перечня услуг;
- продолжение планового обучения сотрудников ЦОУ экспертами МФЦ;
- внедрение в ЦОУ комплексных услуг в рамках различных бизнес-ситуаций с учётом банковских и сопутствующих сервисов;
- организация и предоставление в ЦОУ услуг Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства;
- доработка системы электронной модели;
- внедрение системы оповещения заявителя о ходе предоставления услуг;
- рассмотрение возможности открытия ЦОУ в моногородах;
- развитие бизнес-ситуаций. Это одно из приоритетных направлений развития ЦОУ. Предоставление услуг должно быть комплексным и основываться на системном подходе к развитию бизнеса, говорит Юрий Палюх. Такой подход позволит решать вопросы на всех этапах жизни бизнеса за одно обращение. На данный момент, организаторы готовятся опробовать первую бизнес-ситуацию – проект «Хочу кофейню». Результатом станет формирование пакета необходимых для старта бизнеса услуг.
Помимо этого, ЦОУ должны консультировать предпринимателей по вопросам развития и диверсификации бизнеса.