За сомнительные операции банки будут блокировать карты и счета

Специалисты разделились во мнениях. Одни считают, что кредитные учреждения начнут злоупотреблять своим правом. Другие переживают, что начнется массовая блокировка личных счетов граждан. Как относиться к законопроекту?

В ближайшее время Госдума рассмотрит законопроект, который уже сейчас вызвал резонанс общественности. Речь идет о документе, который даст право банкам блокировать карты и счета клиентов в том случае, если проводимые ими финансовые операции кажутся подозрительными.

При этом специалисты разделились во мнениях. Одни считают, что кредитные учреждения начнут злоупотреблять своим правом. Другие переживают, что начнется массовая блокировка личных счетов граждан.

Как относиться к законопроекту? На этот вопрос редакции ответил Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент».

По словам специалиста, документ, в первую очередь, направлен на то, чтобы защитить добропорядочных граждан и осложнить жизнь мошенникам, которые пытаются похитить деньги со счетов юридических и физических лиц.

«Важно, как в свете нового закона будет выстраиваться взаимодействие между кредитной организацией и ее клиентом в случае возникновения спорной ситуации. Сегодня при блокировке счета (например, в случае внесения или снятия крупных сумм на карту, при крупных переводах на банковский счет клиента или при переводе крупных денежных сумм третьему лицу) банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. При этом после рассмотрения банк может отказаться разблокировать счет клиента с формулировкой «Документы не объясняют экономического смысла операций». Сегодня уже при первом отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет) клиенты попадают в черный список отказников. Его формируют Росфинмониторинг и ЦБ и, начиная с июня текущего года, предоставляют банкам. И хотя список сам по себе носит информативный характер, зачастую именно попадание в список служит основанием для отказа банка клиенту в обслуживании. При этом сегодня отсутствует механизм реабилитации клиентов, которые попали в этот список по ошибке. А таковых, по оценкам ряда экспертов, может быть до 10 процентов», - прокомментировал эксперт.

Что касается оттока клиентов, то эту точку зрения Якушев не поддерживает.

«Мы полагаем подобные опасения преувеличенными, как минимум, по двум причинам. Во-первых, клиент, который забирает свои средства из банка на том лишь основании, что банк якобы может в любой момент заморозить его счет, должен иметь альтернативный механизм для расчетов с контрагентами. В настоящий момент подобного надежного и эффективно работающего механизма вне банковской системы не существует. Во-вторых, комиссии за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, использование систем денежных переводов и различных платежных сервисов составляют существенную долю в доходах кредитно-финансовых организаций. Уменьшение числа их клиентов автоматически приведет к снижению прибыли», - подытожил он.

Похожие материалы по теме