С младых ногтей, или Как область будет бороться с дефицитом кадров

В Кирове на площадке Детской областной больницы прошёл Круглый стол, посвящённый проблемам образования и дефицита кадров в регионе.

По статистике правительства, почти 30% от бюджета Кировской области сегодня тратится на образование - в регионе работают более полутора тысяч образовательных организаций, в которых обучается около 250 тысяч человек. Фактически речь идет о настоящей индустрии образования. Но, как показывает практика, систему образования в Кировской области трудно назвать успешно функционирующей. Как отмечают эксперты, только треть специалистов работает по профессии, предприятия терпят серьёзных дефицит рабочих профессий, а в районах не хватает бюджетных работников.

В Кирове на площадке Детской областной больницы прошёл Круглый стол, посвящённый проблемам образования и дефицита кадров в регионе. О том, какие меры предлагали его участники для решения наболевших вопросов, - в нашей рубрике «Переговорный пункт».

Участники «Переговорного пункта»:

  • Игорь Васильев, и.о. губернатора Кировской области.
  • Дмитрий Курдюмов, и.о. зампреда Кировской области.
  • Надежда Чернышева, директор Кировского экономико-правового лицея.
  • Анатолий Чурин, депутат Законодательного собрания области, советник губернатора.
  • Валентин Пугач, ректор Опорного университета.
  • Николай Липатников, президент ВТПП.

Как удержать специалистов в Кировской области?

Надежда Чернышева

«Если мы понаблюдаем за маленькими детьми, то заметим, что когда ребёнок попадает в больницу, он потом начинает играть в больницу. А когда начинает учиться - играет в учителя. То есть ребёнок соприкасается с профессией и, играя, примеряет её на себя. Потом, в процессе взросления, этот опыт уходит, вытесняется другими впечатлениями, и ребёнок приходит к другим целям. Однако для того, чтобы у ребёнка, у школьника, было представление о профессии, он должен постоянно с ней соприкасаться. У нас много лет работает экономическо-правовая практика, в рамках которой с восьмого класса ребята посещают предприятия и учреждения. У нас созрела идея целенаправленной подготовки ребят в виде этой практики, чтобы в десятом классе они уже осознанно на практику шли на предприятия. Опыт такой практики я считаю положительным. Второй момент - нередко мы выпускаем ребенка из школы - и всё. Дальнейший его учебный и профессиональный путь не отслеживается, в лучшем случае ведем статистику, поступил или нет. Наши выпускники создали Фонд выпускников, который занимается патронированием тех ребят, которые приближаются к завершению обучения в школе, помогают определиться с профессией и так далее. Потому что на выпускном это будет делать уже поздно - как правило, к этому моменту ребята уже определяются с дальнейшим учебным заведением и с тем, какие экзамены будут сдавать. Нужно всё делать раньше. Конечно, даже когда они уезжают, то на первых курсах ещё хотят вернуться в свою область и город, но кто их здесь ждёт? Если никто, то они начинают искать работу в других местах».

Анатолий Чурин

«Чтобы область стала привлекательной для учёбы и работы, нужен целый ряд управленческих решений. Например, введение стипендий для студентов, которые получают у нас профессию, по которой впоследствии будут работать. Да, для таких мер нужны деньги. Но если мы их примем, мы и область вытащим. Без кадров любая отрасль мертва. Мы должны четко понимать, сколько специалистов в каких отраслях и к какому времени нужно подготовить. В Советском Союзе был госплан, продумывалось и считалось абсолютно все. Сейчас мы про это забыли и готовим кадры практически вслепую. Сколько людей нужно социальной сфере - образованию, медицине - мы можем проанализировать сами. С предприятиями должно напрямую работать министерство экономики. Понимая, какие направления развития области приоритетны, нужно формировать запрос на кадры по отраслям».

Валентин Пугач

«Есть специальности, на которые заказ поступает сразу от правительства. Это бюджетные специальности - например, врачи и учителя. Для этих профессий существует подсчет необходимых кадров и тд. А ждать подобной практики от предприятий намного сложнее».

Игорь Васильев

«Реализовать даже государственный заказ на специалистов не так просто. Например, для сотни работников нужно жилье, нужна соответствующая областная программа. Сегодня необходимо отбирать людей, которые точно могут стать врачом или учителем. Именно для них предусмотреть рабочие места и жилье. Если нам нужны учителя в районы, то они должны быть обеспечены жильем, медицинскими услугами, инфраструктурой для жизни и отдыха. Даже если предложить высокую зарплату, человек не поедет в село, если там, к примеру, нет детского сада, хорошей школы для его детей, возможностей для досуга. Областная программа должна все это предусматривать».

Как привлечь сотрудников на предприятия?

Игорь Васильев

«Сегодня меня спрашивали, как сделать так, чтобы инвесторы пришли в наш регион. Любой инвестор задает вопрос, кто у меня будет работать? Человеческий капитал, может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передает суть. Для Кировской области оно верно вдвойне, поскольку у нас другого капитала нет. Нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Как сделать так, чтобы специалисты приходили на наши предприятия? Многие выпускники уезжают учиться в другие города. Конечно, многие и остаются у нас, но совсем хорошо будет, если те, кто учился в других регионах, вернутся. Сегодня нужно проанализировать, что мы имеем сейчас и что нужно сделать для улучшения ситуации. Стоит понимать, что целевая аудитория образования - это даже не сами выпускники и не их родители, а промышленность, то есть те предприятия, которые заказывают кадры для себя. Почему бы нам не создать кооперацию с этими предприятиями? Обучать кадры и закреплять их здесь, на наших площадях».

Николай Липатников

«У нас в области работают такие крупные предприятия, как Чепецкий химкомбинат, завод им. Лепсе. Все эти предприятия смогут работать с учениками. В малом бизнесе занято несколько десятков тысяч предприятий. Но невозможно самостоятельно спроектировать, сколько рабочих понадобится предприятиям. Для этого нужна отдельная служба. Другое дело, что она у нас в области уже есть - это служба занятости, которая, кстати, работает на бюджетном финансировании. Они могут взять на себя такую функцию - прогнозировать нуждаемость предприятий в кадрах».

Игорь Васильев

«Надо научить предпринимателей задумываться о кадрах, у них должна быть социальная ответственность, и от них требуется соучастие в процессе образования - в первую очередь, идеи. Например, сельскохозяйственному предприятию необходим животновод. Но он сразу и ниоткуда не возьмётся, специалиста в любом случае нужно готовить. И предприятия должны давать идеи, информацию о том, в каких кадрах они нуждаются. Сегодня для взаимодействия есть несколько площадок - РСПП, ВТПП и другие. Предприятия должны давать идеи».

Дмитрий Курдюмов

«Готовить кадры, которые нужны прямо сейчас, нетрудно. Но, во-первых, запланировать, кто будет нужен через пять лет, очень сложно. А во-вторых, по статистике, уже спустя год тех, кто изначально шёл работать по специальности, остаётся не более 30%. Почему мы сегодня не можем готовить тех, кому действительно нужна профессия? Лично я поддерживаю идею введения дополнительного профессионального образования раньше - к профессии надо готовить, причём начинать нужно до 9 класса, чтобы потом люди уже осознанно выходили на профиль. При этом нужно, чтобы дополнительное образование приносило пользу области. Если специалист обучается за счёт регионального бюджета, проходит дополнительные часы, он должен после этого поехать куда-то и отработать некоторое количество времени. Мы сейчас не можем ввести распределение по закону, но его можно создать на договорных началах».

Журналист

Похожие материалы по теме