Цеха ОАО «Кировский машзавод 1 мая» вновь наполняются рабочим шумом после затишья в полтора года. Это возрождение производства — так говорят сотрудники завода. Сегодня, 13 марта, руководству Кировской области и журналистам рассказали о планах предприятия на будущее.
«Начиная с февраля мы регулярно работаем, каждый день понемножку разгоняемся, входим в рабочий ритм. Основная продукция завода прежняя: железнодорожные краны, а в марте — машины МПД (самоходная моторная платформа - прим. ред.). В плане есть постройка больших кранов в этом году. Начинаем набирать обороты. Это возрождение производства», - говорит Сергей Зубов, главный инженер завода.
За время трудностей и неопределённости завод не потерял связи с заказчиками. Например, краны большой грузоподъёмности покупает департамент безопасности ОАО «РЖД». Кроме того, они пользуются хорошим спросом в странах ближнего зарубежья: Белоруссия, Узбекистан, Казахстан; регулярно ими интересуется Куба.
«Очень хочется выйти на рынок Ближнего Востока, но для этого рынка кран надо переделывать — у них другие габариты, кран должен быть меньше по высоте и ширине. Сейчас делается проект», - отметил главный инженер.
Свою историю завод ведёт с 1899 года — тогда начали работать Вятские Главные железнодорожные мастерские для обслуживания Пермь-Котласской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускалась военная техника и сопутствующие изделия: танки, пусковые установки для «Катюши», снаряды и т.д. В настоящее время, машиностроительный завод им. 1 Мая не имеет конкурентов в России по производству железнодорожной грузоподъёмной техники.
Всего кранов небольшой грузоподъёмности произведено более тысячи штук. Краны с грузоподъёмностью 80 тонн — 57 штук, с грузоподъёмностью 150 тонн — 19 штук.
На заводе отметили, что предприятие осваивает новую технику. Так, в 2009 году освоена модернизация тепловозов. Крупный заказ на модернизацию кировский завод получил от ОАО «АК «Железные дороги Якутии».
Сама модернизация заключается в нескольких изменениях. Во-первых, какая-то часть старого тепловоза остаётся за основу и усиливается, а часть отправляется в переплавку. На усиленную платформу тепловоза устанавливается контейнер «МиниСкид», в котором находятся дизель, генератор, компрессор и множество других систем. Производит его американская компания «General Electric». Контейнер малообслуживаемый, говорит Сергей Зубов, что в условиях якутских морозов очень важно: достаточно проводить одно обслуживание раз в 30-40 дней.
Во-вторых, отличие старого тепловоза от модернизированного заключается в установке микропроцессора. Этот процессор позволяет перераспределять энергию, если, например, один из шести двигателей тепловоза начинает буксовать. Раньше это привело бы к пробуксовке колёсной пары, но сейчас этого можно избежать. Обновление, кстати, помогает экономить топливо за счёт усиления тяги, что позволяет окупить затраты на модернизацию одного тепловоза в течение года.
Всего на кировском заводе в рамках программы модернизации уже сделали 20 машин. Помимо якутской компании, один тепловоз ушёл в «Норильский никель». Интересуется такой модернизацией подвижного состава и Новолипецкий металлургический комбинат.
«При желании, мы можем делать модернизацию тепловозов до 10 штук в месяц, но пока нет такой потребности», - подытожил главный инженер завода.
Всего на предприятии работает более 700 человек, из них 500 — в режиме полной занятости. Важно отметить, что на заводе остался «костяк», который может работать и который может обучить новых рабочих. В этом плане ничего не потеряно, говорят сотрудники машиностроительного предприятия.
О ближайших планах рассказал Александр Чурин, генеральный директор АО «Завод «Сельмаш»:
«Производство начато. Мы формируем достаточно стабильный пакет заказов на текущий год и с перспективой на следующие, возобновляем конструирование новых образцов техники, чтобы уже осенью представить их на железнодорожной выставке в Москве, а также расширяем круг наших потребителей».
Проблемы, которые случились в жизни завода, по мнению Александра Анатольевича, и системные, и следствие ошибок менеджмента.
«А самое главное в том, что в какой-то момент предприятие перестало выпускать новую технику. Поэтому сейчас мы должны предложить потребителям что-то новое, что востребовано на рынке. Поэтому мы должны выйти на рынок с тем, что не будет иметь аналогов. Тогда мы будем впереди. Такие разработки уже ведутся: новый кран, новая ВПРС (машина выправочно-подбивочно-рихтовочная - прим. ред.) с новым подбивочным блоком», - рассказал Александр Анатольевич.
Кстати, ранее мы писали, что АО «Завод «Сельмаш» выкупил долг «Машиностроительного завода имени 1 Мая» у Сбербанка. Тогда долг предприятия перед этим кредитным учреждением составлял 181,9 млн рублей.