Налоговики получили право взыскивать долги компании с физических лиц. 30 ноября вступил в силу ряд нововведений в Налоговый кодекс РФ.
Особое внимание стоить обратить на изменение в восьмом и девятом абзаце пп.2 п.2 ст.45.
До поправок они звучали так:
«При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества. Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки».
В новой редакции законодатели изменили слово «организации» на слово «лица». То есть налоговая служба сможет взыскать долги не только со связанных организаций, но и с физических лиц.
Судебная практика уже идет по этому пути, отметил директор компании ООО «Фирма-Аудит» Евгений Колупаев.
«Буквально вчера я разослал своим клиентам вот такую информацию. Налоговая в суде заставила новую компанию заплатить по долгам старой. После выездной проверки налоговая инспекция доначислила компании А. неуплаченный налог, пени и штрафы (общая сумма более 400 млн руб.). Компания А. объявила себя банкротом и недоимку по налогам не уплатила. Вскоре появилась новая компания Б., с похожим на А. названием. Налоговая решила, что новая компания Б. – это взаимозависимое лицо, которое создано, чтобы уйти от долгов по налогам компании А, и подала иск к компании Б. об уплате налогов компании А. Верховный Суд (определение от 16.09.2016 № 305-КГ16-6003), изучив материалы дела, жалобу налоговой удовлетворил, потому что суды первой и апелляционной инстанции установили, что компания А. фактически перевела свою финансово-хозяйственную деятельность на вновь созданную компанию Б. Компания А. после налоговой проверки прекратила свою деятельность. Однако компания Б., образованная в этот период, перезаключила договоры с поставщиками и покупателями компании А. Сотрудники компании А. также были переведены в компанию Б. У судов были доказательства того, что компании А. и Б. взаимозависимые, их действия были направлены на неисполнение налоговой обязанности. Поэтому, согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса, у налоговой были все основания для взыскания с компании Б. задолженности по налогам, числящейся за компанией А. Суд отметил, что: «отсутствие признаков субъективной зависимости между данными организациями, в том числе ... по критериям участия в капитале и (или) осуществления руководства деятельностью юридического лица, не исключает при изложенных обстоятельствах возможность применения пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса». А, поскольку новая компания продолжает деятельность старой, то она должна расплатиться по долгам старой компании. То есть мы живем сейчас фактически в период перелома правовой системы. Она по факту превращается в прецедентную. Это, безусловно, интересно для специалистов. Но очень печально для бизнеса, так как правила меняются радикально, но без предупреждения. И даже без внесения изменений в законодательство», - рассказал нам Евгений Валентинович.
Это логичное продолжение налоговой политики государства, добавил президент фонда поддержки предпринимательства «Содействие» Олег Кассин.
«Она однозначно приведет ведет к неизбежности уплаты всех налогов. Помните как в США говорят? Есть 2 вещи которых нельзя избежать - смерть и налоги. Налоговая служба и правоохранительные органы отслеживают не только движения денежных средств компании, но и доходы и расходы учредителя, директоров и всех сотрудников. А, самое главное, и расходы родственников учредителей, директоров и сотрудников. Если, предположим, у учредителя зарплата в 100 000 рублей в месяц. А у сына учредителя появляется машина за 3 000 000 руб (при этом сын нигде не работает), то нужно будет объяснить откуда появились средства на этот автомобиль. Это грубый пример конечно, но он понятный. Это только один момент. Второй момент, сейчас наёмный директор наравне с учредителем отвечают за налоговые правонарушения. Наёмный директор отвечает своим имуществом и имуществом своих родственников. В случае, если компания не может выплатить все доначисления, пени и штрафы, то судебные приставы могут прийти непосредственно на место жительства директора. Уже есть прецеденты и судебная практика. Особенно налоговики и оперативники жестко действуют, если было заведено уголовное дело. А сейчас попасть под «уголовку» ничего не стоит. Вот один из поводов. Компания подала документы на возмещение НДС. Налоговики отклонили этот запрос по тем или иным причинам. Так вот, отказ от возмещения НДС, является поводом для подозрения в незаконности этого требования возмещения. Соответственно это является поводом для выездной проверки, допросов, блокировок счетов и возбуждения уголовного дела. Поэтому, казалось бы, из-за законного требования можно попасть по полной», - добавляет Олег Валерьевич.
Также эксперт отметил, что не случайно срок исковой давности по налоговым преступлениям увеличился до 10 лет.
«Что это означает? Если вы открыли компанию в 2006 году и проводили незаконные операции, а потом её закрыли или кому-то передали. То, вот за эти операции вас могут привлечь к уголовной ответственности со всеми последующими вытекающими. Так что если раньше можно было закрыть организацию, продать, передать и т.д. и при этом не беспокоиться за собственную безопасность, то сейчас такой возможности нет. И самое неприятное, работая нелегально, оптимизируя налоги «привычными способами» вы подставляете не только себя, своих сотрудников, своих родственников, но и своих партнёров и контрагентов. И это является поводом потери клиентов, так как сейчас все данные находятся в открытом доступе. И если вы имели нелегальные операции, то это теперь будет видно всем», - подытожил Кассин.