По делу Прокопьева выступили следователи, которые вели дело

Прямой репортаж из зала суда.

Разбирательство по уголовному делу Михаила Прокопьева и Павла Колпакова продолжается. Сегодня, 20 октября, в Кировском областном суде прошло особенное заседание. В качестве свидетелей выступили следователи Ростовцев, Аксенов и Радыгин. Необходимость вызова этих лиц возникла в связи с рядом противоречий, которые возникли в ходе разбирательства. В частности, большая часть свидетелей отмечали, что не говорили того, что написано в показаниях. 

Допрос начался с руководителя следственной группы  Дмитрия Ростовцева. 

13:30

Г: помните ли вы допрос таких лиц, как Дерендяев, Асапов, Подгаец?

С: помню, но не всех. 

Г: свидетели отмечают, что в протоколе указаны не те показания, которые они говорили. Вы давали им читать протоколы, разрешали пользоваться очками?

С: Подгаец лично читал и пользовался очками. Дерендяев на зрение не жаловался. Несколько раз я для него распечатывал протокол. Он корректировал показания свои. Асапова не помню. 

Г: помните ли случаи, когда эти лица приходили без очков, но нуждались в них?

С: не было такого. 

Г: были ли у Коваленко, Бардникова вопросы к протоколу?

С: первый раз Коваленко допрашивал не я. В августе мы провели очную ставку. Потом мы его допросили его в качестве свидетеля. 

Г: как он себя вел при допросе?

С: он переживал, но на болезнь и провалы в памяти он не жаловался. 

Г: сами очные ставки проводились при вас?

С: да, есть видеозапись. Сам Коваленко отрицал участие в группировке. Но при очной ставке трое человек изобличили его. Ему пришлось сказать правду. 

Г: а по Паетову что помните?

С: он был барменом в баре, где убили Койкова. Он прочитал весь протокол, претензии к формулировкам у него не было. Бардникова я опрашивал уже к осени. Первый раз показания брал не я. Когда я начал с ним беседовать, он готов был дать признательные показания. К тому же, показания свидетель давал в присутствии адвоката. 

Г: Бардников как себя вел во время допроса?

С: все объяснил, на здоровье не жаловался. 

Г: у Асапова, Дерендяева были претензии к содержанию протокола?

С: нет

Г: в качестве свидетеля выступал Русских. У нас возник вопрос, а не является ли он засекреченный свидетелем Петровым?

С: нет, это не так. Суть показаний этих двух свидетелей были одинаковыми, поэтому я их изложил в одном абзаце. 

Г: Помните ли показания Ситникова?

С: допрашивался в присутствии защитника. Протокол читали оба. После прочтения вносились корректировки. По итогам составления окончательного протокола он его подписал. 

Г: свидетели говорили, что вы переформулировали часть показаний. Отсюда такие термины, как преступная группировка, силовой и экономический блок?

С: изначально формулировка была предложена следователям. Потом они читали эти показания и соглашались с ними. 

Г: Ситников, Дерендяев, Бардников, Асапов в зале суда дали показания, которые отличались от тех, которые давали вам. С чем это связано?

С: одно дело говорить мне наедине, а другое - в зале судебного заседания. Другая психологическая обстановка. Большая часть свидетелей - представители криминального мира. 

Потом к допросу приступила сторона защиты. Защита Колпакова:

Натыкач и Кривошеин сказали, что в Койкова стреляли Ширин и Кара. Кара сказал, что стреляли Ширин и Колпаков. Почему за основу взяты показания Ширина и Кара, а не Натыкача?

С: Натыкач и Кривошеин узнали информацию от Ширина и Кары, поэтому последние были первичными свидетелями.

Колпаков: испытывали ли Вы ко мне неприязнь?

С: нет, а Вы?

14:10

Защита Прокопьева: какую методику вы использовали при допросе свидетелей - свободный рассказ или вопросы?

С: и то, и другое. 

Защита: сколько раз допрашивали Кривошеина?

С: не помню. 

З: он жаловался на здоровье?

С: нет. 

З: в показаниях Кривошеина по убийству Ёлкина говорится, что произошло это по приказу Прокопьева. Но сам Кривошеин в суде сказал, что такая формулировка - это вольность следствия.

С: свидетель волновался.

З: привлекался ли Натыкач к уголовному делу в рамках этого уголовного дела?

С: да, но было отказано в возбуждении дела, либо преследование было прекращено. 

З: вы формулировали ходатайство о заключении сделки с Подгаецем?

С: нет, это был не я. 

З: Вы давали поручения оперативников производить допросы, опросы?

С: возможно, я не помню. 

З: свидетели говорили, что перед тем, как дать показания следователю, с ними проводили работу оперативные работники. Вы давали им такие поручения?

С: многих свидетелей не могли найти, поэтому  давались поручения органам дознания провести работу. 

Колпаков: вы меня допрашивали по всем правилам УПК РФ?

С: если бы не по всем правилам, то защитник уже заявил об этом. 

14:30

После этого свои вопросы стал задавать сам Прокопьев, который вначале узнал нюансы допроса Коваленко. 30 августа у свидетеля прошло три очные ставки, а уже 1 и 2 сентября 2015 года он дал свои показания. В суде Коваленко сказал, что у него была операция на сердце. Потом после очной ставки его отвезли в ИВС. После этого он дал все показания. Хотя в зале суда он их уже не помнил. Ростовцев отметил, что в сторону ИВС Коваленко не возили. 

"Вы можете,Дмитрий Алексеевич", - заявил ему Прокопьев. 

"Вы не можете так говорить", - тут же ответил он. 

П: оказывалось на Комарова давление?

С: вы считаете, что на него можно оказать давление?

П: можно. 

С: я думаю, что Комаров лукавит. 

После этого Прокопьев зачитал показания Подгаеца в зале суда. Свидетель утверждал, что формулировка "ОПС "Прокоповские" принадлежит следователю Ростовцеву. Свидетель Асапов заявил, что показания видел первый раз. Свидетель Шибанов Эдуард очень удивился, когда увидел, что показания данные на предварительном следствии разместились на 10 страницах. Сами показания занимали 20 минут. Тормозов Сергей также в суде сказал, что следователь его направлял при получении показаний и подсказывал даты. 

"Я понимаю, что после моих вопросов у меня заберут телевизор и переведут в спецблок. Но я продолжу!", - тут же сказал Прокопьев.

Михаил Юрьевич продолжил зачитывать выдержки из показаний свидетелей: Палей также на суде заявил, что никогда не использовал термина "ОПС "Прокоповские". Урванцев Альберт сказал, что протокол просил переписывать три раза. Но термин "ОПС"Прокоповские" также не употреблял. Царегородцев в суде не вспомнил ни дату, ни год. Зато в протоколе все эти данные есть. Пестов читал свои показания с недоумением. Крутихин отметил, что следователь помогал при допросе и задавал наводящие вопросы. Вайсман также на суде сказал, что следователь изо всех сил помогал ему вспомнить. 

15:00

Редников рассказал 18 октября, что при получении нужных показаний оперативные работники использовали физическую силу. Однако Ростовцев отметил, что свидетель лукавит.  Тут же Прокопьев рассказал, что ему тоже предложили сделку. Произошло это летом 2015 года. Но так как обстоятельства с участием Прокопьева еще не исследовались судом, решили не поднимать эту тему. 

Михаил Юрьевич спросил, как так получилось, что брат Гайдаша отозвал гражданский иск к Кривошеину и написал заявление на приобщение иска к Прокопьеву. На самом суде свидетель даже сказал, что "это ему сказал следователь Ростовцев. По Прокопьеву все уже доказано". 

Дмитрий Алексеевич Ростовцев отметил, что свидетель, видимо, его не понял. 

"Вы сфальсифицировали все дело. Вам должно быть стыдно", - заявил Михаил Юрьевич после трех часов допроса свидетеля. 

Михаил Юрьевич рассказал, что и ему предлагали заключить сделку со следствием. Свидетель этого не отрицал, говоря, что беседа по этому вопросу велась. На этом допрос Ростовцева закончился.

Следующим свидетелем стал Аксенов Александр.

Гособвинение спросило помнит ли он обстоятельства допроса свидетеля Баширова. Следователь-криминалист вспомнил его и отметил, что все показания в протоколе были записаны дословно. А сам свидетель несколько раз вносил правки, никаких существенных противоречий тогда не было.

Прокурор добавила, что на суде Баширов рассказал, что некоторые формулировки он не использовал, а об этих терминах узнал от оперативных работников, которые неоднократно приезжали к нему в места лишения свободы.

Свидетель Шабанов допрашивался в течении нескольких часов. Дал содержательные и подробные показания. Никаких наводящих вопросов свидетелю не называлось.

Свидетель Торохов тоже активно рассказывал о своем участии в группировке. Говорил даже с гордостью, отмечая что деятельность в группировке давала ему некие преимущества и привелегии перед другими жителями города. 

Свидетель Коваленко был опрошен один раз Аксеновым. Тогда он вел себя спокойно и хорошо. Следователь-криминалист позже узнал, что летом 2015 года Коваленко перенес операцию на сердце и позвоночник. 

Засекреченного свидетеля также допрашивал Аксенов. 

После этого к допросу приступила защита. 

Перерыв до 23 октября до 13:30.

Похожие материалы по теме

День второй: оглашение приговора Прокопьеву и Колпакову продолжается

27  декабря в Кировском областном продолжают зачитывать приговор по уголовному делу в отношении Михаила Прокопьева и Павла Колпакова. По последним данным, Михаила Юрьевича уже признали виновным в убийстве Городчикова, Ёлкина, Сенина.