В Кирове продолжаются судебные слушания по делу Михаила Прокопьева и Павла Колпакова. Суд уже заслушал показания нескольких десятков свидетелей: участников самой ОПС «Прокоповские», свидетелей убийств, бизнес-партнеров, потерпевших и не только.
Сегодня, 19 сентября, на заседании выступил Григорий Палей - бизнес-партнёр предпринимателей Анатолия Горбушина и Игоря Михайлика (Горбушин был убит 7 июля 2003 года - прим. ред.). По словам Григория Леонидовича, он знает лично обоих подсудимых.
«Михаила Юрьевича я знаю очень давно, около тридцати лет. Точно не помню. Колпаков был моим соседом по дому. Что касается Анатолия Горбушина, то его я знаю лет с пяти, всю жизнь были друзьями. Вместе работать стали в 1991 году, до этого работали с Игорем Михайликом. С ним нас познакомил Горбушин, когда мы заканчивали школу».
«Чем конкретно занимались с Михайликом?»
«Коммерцией. Начали работать в 1990 году. Сначала открыли комиссионные магазины, потом, уже вместе с Горбушиным, открыли киоск. В 1993-1994 годах продавали алкоголь и спиртосодержащую жидкость. Фирма наша называлась сначала «Гилис», потом «Рома». Позже мы купили акции коммерческого центра «Вятский». Горбушин стал там учредителем и директором. Михайлик входил в совет директоров».
«Приходилось ли по роду деятельности связываться с Прокопьевым?»
«Мы общались, но не по вопросу деятельности КЦ, а просто».
«Занимался ли он «крышеванием» вашего бизнеса?»
«Нет. Он вообще помог нам в бизнесе, причём помог бескорыстно, познакомил нас с производителем алкоголя, с которым мы потом стали сотрудничать.
«Чем же он тогда занимался?»
«Не знаю, наверное, коммерцией».
По словам свидетеля, он не в курсе, входил ли Прокопьев в какую-либо криминальную группировку. Из личного окружения подсудимого Полей знает только Колпакова и Ситникова. Как заявил свидетель, Ситников, вероятно, тоже был коммерсантом.
Как напомнила гособвинитель, в девяностых у КЦ «Вятский» существовал некий фонд безопасности. На вопрос, что это была за структура, свидетель пояснил - создал её Михайлик для взаимодействия с госорганами. Он же и курировал этот фонд. По словам прокурора, на одном из предыдущих заседаний отмечалось, что учредители КЦ были недовольны тратами Михайлика на этот фонд, из-за чего в итоге произошёл раздел бизнеса. Однако Полей заявил, что эти суммы были незначительными.
«Я так понял, что речь шла об общих тратах, потому что там были суммы намного крупнее, чем траты на фонд. Я не помню претензий именно по фонду. Мы не обсуждали, что это деньги для платы криминальным группировкам. Это были нулевые уже, речи не шло о группировках. Деньги предназначались для инстанций исполнительной власти».
Кроме того, прокурор допросила свидетеля о событиях 7 июля 2003 года.
«7 июля мы поехали на дачу к Горбушину в деревню Камешник. По пути увидели «фольксваген» Горбушина, который стоял в канаве в нескольких сотнях метров от дачи. Было очень много милиции, даже, кажется, присутствовал замначальник УВД. Тело я увидел позже. Был сильно шокирован, хоть и видел издали - близко подойти не подпустили. Горбушин лежал лицом вниз, на спине по диагонали были следы автоматной очереди».
«Какие у вас были мысли относительно убийства?»
«Версий на первое время было много. Горбушин, помимо прочего, был тогда помощником кандидата в губернаторы, и разговоры в этой связи были тоже».
Как заявила прокурор, в показаниях свидетеля оказались существенные противоречия с тем, что он говорил во время допроса следствия. Так, он утверждал, что Прокопьев в начале девяностых уже был известным человеком в криминальном мире Кирова. Он был известен как лидер одной из криминальных группировок Кирова, знали его под прозвищем Прокоп.
«Я знаю, что Михайлик имел отношения с Прокопьевым. Я знал, что Прокопьев «крышевал» наш бизнес. Кроме того, первая жена Прокопьева числилась в нашей фирме, но не работала».
Тем не менее, Полей заявил, что невнимательно прочитал стенограмму своего допроса, и эти сведения неверны.
По окончании заседания слово взял подсудимый Павел Колпаков.
«С какого года вы меня помните как соседа?»
«С 2000 или 2001 примерно».
«Как можете меня охарактеризовать в этом отношении?»
«У меня только положительные впечатления».
«И хочу вам сказать как сосед соседу - меня оговаривают», - доверительно сообщил Колпаков.
«Мне бы тоже хотелось так считать», - ответил Полей.
Продолжение в 13:30.