Обладатель премий "Национальный бестселлер" и "Ясная Поляна" отрыто высказывает на разных площадках свое мнение о том, что сейчас происходит у России в отношениях с Западом, а у молодых россиян - "в головах".
Заседание Комитета разделили на 2 этапа. В первой части организаторы решили затронуть ту тему, ради которой, можно сказать, и пришли кировчане в большой читальный зал библиотеки Герцена - в чем нравственное воспитание молодежи? Первым вопрос задал директор Кировского цирка Игорь Загребин: "Что означают сегодня слова "Родина, мужество, честь? И что сегодня делать России?".
"Сложное отношение к России не стоит воспринимать как наследство сталинизма или 18, 19 веков, - считает Захар Прилепин. - Суровые национальные качества нашего народа и в то же время успешные войны, наша музыка, балет, литература вызывают у Европы ужас. Не секрет, что на Западе существует европоцентризм (центр демократии, культуры и т.д.), и к России на Западе относятся так: это отдельный субъект, который не управляется мировыми процессами и никому не подчиняется. А началась эта история не сейчас, не в Сирии и не в Донбассе и не при царе-батюшке. Информационная война, черный пиар, тоже начались не сегодня, не с каррикатур во французских журналах. Еще Вяземский говорил, что всякий раз, как приезжал в Европу, с удивлением понимал, что наша страна воспринимается каким-то чудовищным образом, что перевираются все культурные традиции. Надо с этим смириться. Потому что наша литература, балет, культура для Европы - это настоящее чудо света. И она не понимает, как так: с одной стороны - мрачный народ, а с другой - он двигает культуру..."
А выводы просты, пояснил писатель, мы можем оставаться такими же, как наши предки - мужественными, милосердными и справедливыми. Это основные наши "механизмы", которые двигали нас тысячи лет. Патриотизм - это чувство сопричастности истории.
Мы - звено между прошлым и будущим, и мы отвечаем за 17, 18, 22 века. Пока это чувствуем, считает Захар Прилепин, сможем влиять на все мировые процессы. Надо прекратить оглядываться направо и налево, смотреть нужно в самих себя.
А дальше диалог с залом продолжился...
"Что такое нравственное воспитание? Это отдельная наука?", - спросили педагоги.
"Россия занимает особое положение, потому что она никогда не ищет простых ответов. Мы не можем сказать про себя, что мы - единственные носители истины, - ответил Захар Прилепин. - Поэтому и нашу молодежь привести к единственному знаменателю мы не можем, сказать: вот это хорошо, а это плохо... Так с нашей историей нельзя обращаться, она не есть правила дорожного движения. Мы можем показать детям: а было так, были Пушкин, Толстой, Достоевский, вы будьте достойны наших предков, сохраняте наш язык. И в то же время неправильно считать, что молодежь сама во всем разберется... Первое, чему учат родители своих чад - чувству долга. С него начинается все остальное".
"Когда воспитывать, если зарплата учителей - ниже средней? И чтобы заработать, они вынуждены брать дополнительные часы, они все время загружены?", - продолжали спрашивать из зала.
На этот вопрос ответил Александр Галицких, зам. председателя Правительства Кировской области: " У меня есть свое мнение: наше государство держится за счет образования и учительства. По моему мнению, на первом месте - сельские учителя, на втором - кировские, и на последнем - московские. Учителя никогда не жили богато. Средняя зарплата педагогов должна быть средней по региону, и нам сейчас приходится прилагать колоссальные усилия, чтобы учителей поддерживать".
Во второй части заседания больше говорили о творческом наследии русских писателей и самого Захара Прилепина. Организаторы диспута заверили, что встречи вне официального формата станут традиционными.