Андрей Усенко, секретарь Общественной палаты Кировской области, в рамках подписанного соглашения представил новый проект — интернет-портал. Он позволит жителям области сообщить о проблемах, с которыми они сталкиваются с своей жизни и отследить её разрешение. Но самая главная возможность этого портала — продвижение инициатив.
«Для гарантированного рассмотрения инициативы правительством Кировской области необходимо набрать более 5000 голосов на портале. На федеральном уровне существует такой механизм, где при наборе более 100000 голосов инициатива рассматривается правительством РФ. Этот же механизм должен действовать на региональном уровне, однако там очень высока планка того количества голосов, которое надо собрать — это 5% от общего населения. Для Кировской области это 65000 человек, поэтому мы предложили губернатору и правительству пересмотреть уровень этой планки», - пояснил Усенко. Он выразил надежду на то, что этот механизм станет хорошей возможностью объединяться и решать вопросы сообща вместе с властью.
По словам Андрея Леонидовича, подписание такого соглашения между Общественной палатой и Правительством региона — уникальный опыт для всей России.
«Мы действительно согласились с ОПКО по такому формату рассмотрения инициатив. Я, может покажусь скептиком, но нам всем интересно будет посмотреть на работу этого механизма. Можно договориться и через какой-нибудь промежуток времени посмотреть, сколько было инициатив, какими они были, насколько активно собирались голоса. Я думаю, все понимают, что из общего потока обращений значительная часть будет иметь не содержательный характер. Это всё потребует временного и человеческого ресурса на то, чтобы всем подробно разъяснить суть дела в соответствии с законодательством», - сказал Никита Белых, губернатор Кировской области.
Кроме того, на секции «Общественный контроль - взгляд общества и власти» затронули тему Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ.
«Закон позволяет обществу сформировать полноправного оппонента в диалоге с органами власти, у которого будут цели и механизмы в своей деятельности. От общества, его активности п позиции зависит то, как мы можем воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет закон», - сказал Андрей Усенко.
«Когда вы говорите про оппонента или партнёра власти надо чётко понимать, что это не только возможность, но это и ответственность. Контроль за властью тоже предполагает ответственность. То, что контроль за властью со стороны общества нужен — вопросов нет. С нашей точки зрения, это форма влияния на всю социально-экономическую жизнь региона и мы, естественно, заинтересованы в привлечении активных людей, гражданских сообществ в качестве экспертов и советников. Большую надежду возлагаем на общественные советы при органах исполнительной власти», - отметил губернатор Кировской области.
Свою позицию по закону также высказал его автор, член Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб:
«Если говорить о федеральном законе, то это тот редкий случай, когда я поддерживаю две противоположные точки зрения. Первое мнение — это прорыв, это уникальный закон для мировой практики. Вторая точка зрения — закон не совершенен, много пробелов и неясностей. Абсолютно согласен и с ней. Данный закон — это компромисс. Ещё 5 назад никто серьёзно не думал, что данный закон будет одобрен. Многие ведомства и депутаты были против. Когда мы составили этот закон из 120 статей как кодекс, мы поняли, что данный вариант не пройдёт. Я предложил оставить только основы и была идея, что на региональном уровне умные законотворцы доработают его».
По его словам, много вопросов есть в части практической реализации. «До сегодняшнего дня система общественного контроля даже не набрала 20% мощности». Одна из проблем — законодательная. Закон неэффективен, а если взять субъекты федерации, то в некоторых наблюдается особый цинизм, отметил Владислав Валерьевич. «Если у нас закон состоит из 27 статей, то у них из 11, 9 из которых дублируют 1 в 1 федеральный закон. Этим самым они сузили возможность работать на региональном уровне».
Для справки.
Закон направлен на установление правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Он определяет такие субъекты общественного контроля:
- Общественная палата Российской Федерации;
- общественные палаты субъектов Российской Федерации;
- общественные палаты (советы) муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон устанавливает в каких формах, какими структурами может производиться общественный контроль. Обращается внимание и на ответственность за необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятел ьность органов и организаций, оказание неправомерного воздействия на них, а также нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля положений Федерального закона.