В 1967 году на перроне кировского вокзала, вспоминают очевидцы, было людно. Посмотреть на "Вятку" собрались горожане. Перед отправлением поезда прошел митинг, в нем участвовали руководители Кировской области и Кировского отделения ГЖД.
Идея создать в Кировском отделении ГЖД фирменный поезд возникла задолго до того дня. На многих отделениях железных дорог такие составы уже курсировали. На пленуме обкома партии вопрос о своем поезде решили положительно.
После этого, как говорится, «всем миром» начали собирать «Вятку» в путь. Практически все предприятия области участвовали в создании внешнего и внутреннего облика «Вятки»: швейные фабрики «Заря» и «8 Марта», Кирово-Чепецкий химкомбинат, предприятия оборонной промышленности.
Одно предприятие изготовило металлические буквы «ВЯТКА» и «КИРОВ – МОСКВА», другое – шурупы, которыми эти буквы крепились к кузову вагона, на третьих - сшили форменную одежду для поездной бригады, занавески на окна, салфетки, фартучки, а на четвертых предприятиях - вышивали ковровые дорожки.
Фирменную посуду (чашки, блюдца и заварные чайники) специально для «Вятки» изготовил Новороссийский завод «Чайка». Кировчане расплачивались за сервизы пиломатериалом - в Новороссийске лес ценился на вес золота.
Матрацы и подушки в первой фирменной «Вятке» были поролоновыми, а выпускал поролон Кирово-Чепецкий химкомбинат. Первое постельное белье и вовсе было самого высокого уровня. Простыни, наволочки и пододеяльники шили исключительно льняные.
Каждому пассажиру фирменной «Вятки» выдавали специальный дорожный комплект, в который входила зубная щетка и паста, иголка с ниткой, щетка для чистки обуви и сапожный крем. Первым начальником фирменного поезда был Николай Иванович Валов.
Сохранен и первый рейсовый журнал, в котором имеются различные записи - благодарности, пожелания и критика пассажиров. Свои мысли по поводу обслуживания и комфортабельности проезда в «Вятке» оставили политики, космонавты, спортсмены, звезды кино и эстрады. Есть, например, слова от Бориса Ельцина, Виктора Савиных, Аллы Пугачевой, Владимира Кузьмина. Сейчас этот журнал, вместе с первой атрибутикой "Вятки", хранится в музее Кировского пассажирского вагонного депо.
Сегодня в составе «Вятки» курсируют новые плацкартные, купейные и СВ-вагоны, вагон класса «Люкс». Все они оснащены системами «Климат-контроль», биотуалетами. Средний возраст вагонов составляет всего полтора года.
У "Вятки" 4 бригады проводников, в каждой - по 15 человек. 3 начальника поезда мужчины, а 1 - женщина. Стать проводником фирменного поезда не так просто: не попасть сразу после учебы, можно только с опытом работы и только если нет нареканий.
В этом году последняя бригада получила свой «Паспорт Доверия» от руководства «Федеральной пассажирской компании». Теперь у всех 4-х бригад "Вятки" есть такие паспорта.
"К слову, "Паспорт Доверия" выдается только, если бригада выполняет все показатели, соблюдает технику безопасности, не имеет жалоб от пассажиров и взысканий от начальства. Это коллективная заслуга, рассказала Наталья Буторина, ведущий специалист по связям с общественностью Кировского региона ГЖД. - И если один проводник что-то нарушит, будет отвечать вся команда".
Проводники "Вятки" зарабатывают в 2 раза больше, чем проводники на других фирменных поездах - право получать повышенную зарплату им дают как раз "Паспорта доверия".
Кстати, "Вятка" - это единственный фирменный поезд на ГЖД, где все бригады имеют такие паспорта.
фото предоставлены пресс-службой Кировского отделения ГЖД