"МегаФон" пошел по прогрессивной шкале

С осени сотовый оператор "МегаФон" переходит на новую схему работы с контент-провайдерами (продают мелодии, игры, картинки для мобильных), успешно освоенную его конкурентом — МТС: чем больше зарабатывает провайдер на продаже услуг, тем выше объем получаемых им отчислений от сотового оператора. За счет этого "МегаФон" рассчитывает увеличить долю доходов от предоставления дополнительных услуг (VAS), объем рынка которых в 2007 году составил почти $3 млрд.

О том, что "МегаФон" меняет схему расчетов с контент-провайдерами, "Ъ" рассказали сразу несколько участников рынка. Это произойдет уже осенью, подтверждает начальник отдела новых продуктов и услуг коммерческого управления "МегаФона" Алексей Ивлев. "Новая схема расчета вознаграждения исходит из общей выручки: чем больше заработал провайдер, тем больший процент мы готовы ему отдать,— объясняет он.— Схема поддерживает наиболее активных провайдеров".

По оценкам ACM-Consulting, объем рынка дополнительных услуг (VAS) в 2007 году составил $2,8 млрд, по итогам первых двух кварталов этого года — $1,86 млрд, предполагаемый рост в 2008 году составит 35-40%. По оценке iKS-Consulting, по итогам 2007 года "МегаФон" занимал третье место по объему предоставления VAS-услуг — 27% (МТС — 30%, "Вымпелком" — 33%), в денежном выражении — $772 млн. По итогам прошлого года у всех трех операторов доля от VAS-услуги в общем объеме выручки находится примерно на одном уровне, в среднем порядка 16%.

Сейчас, чтобы начать предоставлять VAS-услуги абонентам "МегаФона", провайдерам (их с "МегаФоном" сотрудничает порядка 70) необходимо получить доступ к сети оператора. Процент дохода, получаемого контент-провайдером, зависит от тарифа, который он выставляет за услугу абоненту: чем меньше цена сервиса для абонента, тем больше процент дохода провайдера. Также на объем прибыли провайдеров влияет объем исходящего от абонента трафика: чем он больше, тем больше процент отчислений. "Эта схема не слишком удобна для контент-провайдеров, но к ней привыкли,— говорит управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров.— Разброс получаемой нами доли дохода составляет от 8 до 65%".

Новая схема станет более понятной для контент-провайдеров, уверен господин Петров. По ней с 2005 года уже работает конкурент "МегаФона" — МТС. После ее обновления в мае 2007 провайдер, продающий абонентам МТС основанные на sms-технологиях услуги на сумму 15-20 млн руб. ежемесячно, получает 60% от этой суммы. Для услуг, основанных на голосовой связи, порог отчислений составляет 60% при ежемесячной выручке 20-22 млн руб. Как рассказали "Ъ" в МТС, по итогам первого квартала 2008 года, доходы оператора от допуслуг выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, до $297 млн, при среднерыночном темпе роста в 46%. Если в 2006 году доходы МТС от VAS-услуг росли в среднем на 37% в квартал, то в 2007 году — уже на 78%. В "Вымпелкоме" не раскрывают схему расчетов с контент-провайдерами, но, по данным одного из собеседников "Ъ", компания работает на основе фиксированной ставки: оператор отчисляет провайдеру 70% дохода от продажи sms-услуг и 50-60% — от реализации голосовых услуг.

По существующей схеме "Мегафона", контент-провайдер в среднем получает ежегодный доход порядка $6-10 млн, подсчитывает один из участников рынка. "По новой схеме отчисления "МегаФона" составят порядка 60-75%, если провайдер генерирует ежемесячный доход от продажи контента на уровне от 10-15 млн руб., но все будет зависеть от региона оказания услуг",— предполагает собеседник "Ъ". Господин Ивлев не уточняет, по какой формуле будут рассчитываться отчисления контент-провайдеру и планируемой рост выручки.

"Доля доходов от VAS в 2007 году выросла у "МегаФона" на 43% в долларовом эквиваленте",— отмечает аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. Новая схема позволит "МегаФону" увеличить доходы от VAS-услуг в среднем на 30% в год, добавляет аналитик ИК "Финам" Дмитрий Родионов, то есть на $240 млн — примерно до $1 млрд.

Ъ

Похожие материалы по теме

Акцизы на алкоголь и табак на 2010 год вырастут

Правительство с 2010 года намерено для пополнения доходов бюджета существенно поднять ставки платежей потребителей подакцизных товаров. Максимально, на 15-30 процентов, могут поднять акцизы на спиртное, в меньшей степени - на этиловый спирт, табак и автомобили.