О том, что "МегаФон" меняет схему расчетов с контент-провайдерами, "Ъ" рассказали сразу несколько участников рынка. Это произойдет уже осенью, подтверждает начальник отдела новых продуктов и услуг коммерческого управления "МегаФона" Алексей Ивлев. "Новая схема расчета вознаграждения исходит из общей выручки: чем больше заработал провайдер, тем больший процент мы готовы ему отдать,— объясняет он.— Схема поддерживает наиболее активных провайдеров".
По оценкам ACM-Consulting, объем рынка дополнительных услуг (VAS) в 2007 году составил $2,8 млрд, по итогам первых двух кварталов этого года — $1,86 млрд, предполагаемый рост в 2008 году составит 35-40%. По оценке iKS-Consulting, по итогам 2007 года "МегаФон" занимал третье место по объему предоставления VAS-услуг — 27% (МТС — 30%, "Вымпелком" — 33%), в денежном выражении — $772 млн. По итогам прошлого года у всех трех операторов доля от VAS-услуги в общем объеме выручки находится примерно на одном уровне, в среднем порядка 16%.
Сейчас, чтобы начать предоставлять VAS-услуги абонентам "МегаФона", провайдерам (их с "МегаФоном" сотрудничает порядка 70) необходимо получить доступ к сети оператора. Процент дохода, получаемого контент-провайдером, зависит от тарифа, который он выставляет за услугу абоненту: чем меньше цена сервиса для абонента, тем больше процент дохода провайдера. Также на объем прибыли провайдеров влияет объем исходящего от абонента трафика: чем он больше, тем больше процент отчислений. "Эта схема не слишком удобна для контент-провайдеров, но к ней привыкли,— говорит управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров.— Разброс получаемой нами доли дохода составляет от 8 до 65%".
Новая схема станет более понятной для контент-провайдеров, уверен господин Петров. По ней с 2005 года уже работает конкурент "МегаФона" — МТС. После ее обновления в мае 2007 провайдер, продающий абонентам МТС основанные на sms-технологиях услуги на сумму 15-20 млн руб. ежемесячно, получает 60% от этой суммы. Для услуг, основанных на голосовой связи, порог отчислений составляет 60% при ежемесячной выручке 20-22 млн руб. Как рассказали "Ъ" в МТС, по итогам первого квартала 2008 года, доходы оператора от допуслуг выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, до $297 млн, при среднерыночном темпе роста в 46%. Если в 2006 году доходы МТС от VAS-услуг росли в среднем на 37% в квартал, то в 2007 году — уже на 78%. В "Вымпелкоме" не раскрывают схему расчетов с контент-провайдерами, но, по данным одного из собеседников "Ъ", компания работает на основе фиксированной ставки: оператор отчисляет провайдеру 70% дохода от продажи sms-услуг и 50-60% — от реализации голосовых услуг.
По существующей схеме "Мегафона", контент-провайдер в среднем получает ежегодный доход порядка $6-10 млн, подсчитывает один из участников рынка. "По новой схеме отчисления "МегаФона" составят порядка 60-75%, если провайдер генерирует ежемесячный доход от продажи контента на уровне от 10-15 млн руб., но все будет зависеть от региона оказания услуг",— предполагает собеседник "Ъ". Господин Ивлев не уточняет, по какой формуле будут рассчитываться отчисления контент-провайдеру и планируемой рост выручки.
"Доля доходов от VAS в 2007 году выросла у "МегаФона" на 43% в долларовом эквиваленте",— отмечает аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. Новая схема позволит "МегаФону" увеличить доходы от VAS-услуг в среднем на 30% в год, добавляет аналитик ИК "Финам" Дмитрий Родионов, то есть на $240 млн — примерно до $1 млрд.
Ъ