Как отметила замглавы регионального департамента соцразвития Ирина Шанцына, новый закон претерпел ряд существенных изменений. Так, например, из прежнего - остались все формы соцобслуживания и срочная соцпомощь. Однако медицинским соцобслуживанием теперь будут заниматься учреждения здравоохранения.
«У нас сейчас начинается разработка эксперимента, пока на одном крупном стационарном учреждении для граждан пожилого возраста, инвалидов, а именно по передаче врачей среднего медперсонала здравоохранения, их деятельности, учреждениям здравоохранения в соответствии с законом об охране здоровья граждан, - пояснила Ирина Шанцына. - Кроме того, существенно изменилось то, что сегодня разделяют поставщика услуги и заказчика. Мы предоставляем всех поставщиков, к которым сегодня реально может доехать гражданин и получить услугу. И гражданин уже сам выбирает, к какому поставщику он пойдет».
При этом, Шанцына добавила, что само по себе понятие «реестр поставщиков» не является новым, но проблема в том, что частных компаний, занимающихся в сфере предоставления соцуслуг сегодня почти нет.
«Это недешевое удовольствие для бизнеса, бизнес должен быть достаточно крепким, для того, чтобы прийти в наш сектор, - отметила Шанцына. - Их пока настолько мало, что законодательно даже закрепили - и теперь индивидуальные предприниматели могут войти в реестр получателей, если они хотят предоставлять данную услугу».
Всего по данным департамента соцразвития, в области 61 госучреждение и 1 компания ООО «Вятка-Помощник», предоставляющая соцуслуги на дому.
При этом, за 1 квартал этого года 2339 человек признаны нуждающимися. На данный момент соцуслуги уже получили 90 тысяч человек, из которых 46 тысяч — семьи с несовершеннолетними детьми.
В ближайшее время перевести на соцобслуживание на дому также планируется всех участников и инвалидов ВОВ, что обойдется еще в пару миллионов рублей.
В свою очередь, как высказался член РВС Андрей Мозжевитинов, данный закон может стать дополнительным способом и лишними поводом для вмешательства государства в дела семьи.
«По новому закону вводится понятия «профилактика и предотвращение» и «социальное сопровождение». Цель профилактики - органы опеки получают возможность попасть в любую семью, по своему выбору и им для этого даже не нужно будет обращение граждан и решение суда, - объяснил свою позицию Андрей Мозжевитинов. - Есть такая опасность. Дальше у них будет навязать нам это самое «соцсопровождение».
В свою очередь, за органы опеки вступилась начальник управления опеки и попечительства администрации города Кирова Юлия Клестова, которая пояснила, что надзорные органы никогда не вторгаются в семью без каких-либо серьезных оснований.
«Органы опеки находятся отдельно от соцзащиты и отдельно от этого закона - есть свой федеральный закон, по которому мы работаем. Единственное, в данном случае, этот закон касается только двух категорий - дети, оставшиеся без попечения родителей, а также категории - «наличие ребенка, которые испытывают трудности в социальной адаптации», - отметила Клестова. - Мы не та злобная сила, мы не вторгаемся в жизнь семей, если на это нет каких-то особых обстоятельств. Мы изымаем ребенка из семьи только в том случае, если есть реальная угроза жизни».
Точку в данном споре поставил вице-спикер ОЗС Михаил Курашин, который отметил, что если у общественных структур возникают вопросы — значит в законе есть пробелы, которые все же необходимо доработать.
«Если общественная организация считает, что здесь существуют риски, значит давайте в этой теме поработаем. Давайте сформулируем риски, - пояснил Михаил Курашин. - Если существует нехватка толкования закона — давайте будем его толковать, если существует недоработка терминологии - давайте будем думать над тем, как доработать тогда здесь».
В итоге общественники решили отложить принятие какого-то решения до форума, который состоится с 5 по 6 июня в Омске. На нем обсуждаться первые итоги обновленного закона по всей стране.