В качестве почётных гостей на заседание были приглашены Губернатор Кировской области и глава города Кирова.
«В настоящее время в сложных экономических условиях восстановление позиций отечественного машиностроения приобретает особое значение. Вы знаете, что сегодня на федеральном уровне утверждены мероприятия по импортозамещению в 19 отраслях промышленности. Однако для их реализации необходимо разработать комплексы мер государственной поддержки. А это может быть сделано только при вашем активном участии, поскольку вы как никто другой знаете все болевые точки отечественного машиностроения, все его проблемы. В экономике региона машиностроительный комплекс является ведущей отраслью. Его доля в промышленном блоке — более 18%. По итогам 2014 года от предприятий машиностроения в областной бюджет поступило около 3 млрд рублей. На предприятиях занято около 20% от общего количества людей, работающих в промышленности. Хочется отметить, что продукция наших предприятий востребована и конкурентоспособна», - сказал Никита Белых, Губернатор Кировской области.
По его словам, Правительство области готово оказывать всестороннюю поддержку предприятиям, которые находятся в сложном положении, и отрасли в целом. «По целому ряду проблемных вопросов региону не обойтись без помощи федеральных средств. В этой связи, считаем важной активизацию взаимодействия предприятий с Минпромторгом России и фондом развития промышленности. Кировским предприятиям необходимо увеличивать своё производство и заявлять о своих возможностях».
1155 человек состоит на учёте регионального отделения Союза машиностроителей России
После решения всех организационных вопросов слово взял Геннадий Мамаев, председатель регионального отделения, генеральный директор ОАО «ЛЕПСЕ». Он отчитался о работе регионального совета кировского регионального отделения общероссийской общественной организации союз машиностроителей России за период с 24 марта 2011 по 22 апреля 2015 года.
«Особое внимание уделялось вопросу строительства регионального отделения, законотворческой деятельности, модернизации машиностроительного комплекса. У нас налажено взаимодействие со всеми основновными машиностроительными предприятиями региона, ВУЗами и ССУЗами, представительством госкорпорации «Ростехнологии». В вопросах модернизации машиностроительного комплекса кировское отделение взаимодействует с правительством области и главой города Кирова. 4 февраля 2012 года, для решения вопросов машиностроительной отрасли, было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Заксобранием Кировской области. В рамках законотворческой работы кировское региональное отделение приняло участие в обсуждении 10 проектов федеральных законов. Нами внесено 35 предложений, направленных на укрепление оборонно-промышленного комплекса. Предложения кировского регионального отделения по проблемам ОПК способствовали внесению Правительством РФ в Госдуму проекта федерального закона «О государственном оборонном заказе», - рассказал Геннадий Александрович.
В своём отчёте он не обошёл стороной проблему введения антироссийских санкций, которые обострили положение предприятий машиностроения. Был озвучен ряд причин, которые усложнили жизнь производствам. Среди них: несвоевременное авансирование контрактов, длительный период рассмотрения банками заявок (не менее 2-3 недель), высокие ставки банков по кредитам (от 21% и выше), рост цен на материалы и комплектующие.
Для решения указанных проблем, по словам председателя регионального отделения общественной организации, необходимо: субсидирование процентной ставки по кредитам до уровня 70% от ключевой ставки для всех предприятий исполняющих государственный оборонный заказ, независимо от суммы контракта и формы собственности; заключение госконтрактов на длительный период; увеличение индекса дефляторов до 10-12% с 1 июля; в цене изделия, выпускаемого в рамках импортозамещения, необходимо учитывать затраты на подготовку производства.
В кировском отделении Союза машиностроителей большое значение придаётся развитию региональной кооперации. Преимущество в изготовлении продукции для вновь создаваемых производств - таких, как филиал ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей», завод стиральных машин Candy, - должно отдаваться предприятиям Кировской области, считают в совете регионального отделения организации.
Геннадий Мамаев привёл примеры предприятий, которые испытывают серьёзные экономические проблемы: «Начиная с 2008 года на предприятии «Ново-вятка» снижались объёмы производства в рамках гособоронзаказа и экспортного контракта, которые являлись основной частью в выручке завода. Острая нехватка собственных оборотных средств привела к задолженности перед кредитными организациями, поставщиками энергоресурсов и по уплате налогов. В феврале-марте 2012 кировское региональное отделение Союза машиностроителей подключилось к решению проблем на предприятии. 31 декабря 2014 на расчётный счёт ОАО «Ново-вятка» были перечислены средства федеральной субсидии в размере более 410 млн рублей. Они были использованы целевому назначению, что способствовало снижению напряжённости ситуации, но не решило всех проблем. Предприятие необходимо обеспечить контрактами гособоронзаказа. Непростая ситуация сохраняется и на «Кировском машзаводе 1 мая» - предприятию требуется срочное финансовое оздоровление. Есть проблемы и на белохолуницком машиностроительном заводе. Собственникам обоих заводов необходимо активнее заниматься разработкой антикризисных планов и развитием кооперации с другими предприятиями, искать пути вхождения в программы частно-государственных партнёрств».
Помимо решения проблем машиностроения, члены кировского отделения Союза машиностроителей участвуют в добровольной народной дружине и программе добровольного донорства крови. Так, 18 октября 2012 года между региональным отделением Союза машиностроителей и Кировским научно-исследовательским институтом гемотологии и переливания крови было подписано соглашение о сотрудничестве. Это событие сыграло положительную роль в развитии донорского движения в Кировской области. С 2012 по март 2015 года 11962 человека сдали 4784 литра крови.