Иван Назаров занимается изготовлением народных инструментов седьмой год. Сейчас мастер разрабатывает новые инструменты и готовится к летнему сезону фестивалей. Мы решили пообщаться с кировским мастером и узнали, почему ремесло нельзя превратить в серийное производство.
Иван, в твоем арсенале есть множество инструментов, в основном народных. Эта любовь родом из детства?
К сожалению, нет. Интерес к музыкальным инструментам появился у меня гораздо позже, уже на третьем курсе университета. Думаю, если б это произошло раньше, многие вещи было бы гораздо проще освоить. Зато с детства рядом были люди, отлично умеющие мастерить - это мои отец, дядя и двоюродный брат. Дома было немало слесарного и столярного инструмента, от молотка и пассатижей до заточного станка. Нынче смешно вспоминать, но я тогда мало интересовался подобными вещами и тяготился тем, что меня пытались научить. Сейчас же я понимаю, что в большой мере обязан своими успехами тем урокам. Благодарю.
В деле изготовления музыкальных инструментов важна традиция. А как ты стал мастером?
С возрастом мне стало понятно, что в нашем потребительском обществе есть замечательная отдушина: если ты не можешь что-то купить, ты можешь попытаться смастерить это сам. Раньше ответ на вопрос «как это сделать?» давала, в первую очередь, традиция в лице мастера, который мог взять тебя в обучение. В наше время это решается проще, чем когда-либо, в сети можно найти достаточно много информации. Однажды ко мне в руки попал маленький такой музыкальный инструмент – варган. Он заинтересовал меня своей необычностью и простотой, а чуть позже я понял, что вполне могу соорудить что-то подобное своими руками. Это произошло в начале 2009 года и теперь, через 7 лет я, наконец-то доволен теми варганами, которые у меня получаются.
Ты ведь, наверняка, увлекаешься не только изготовлением инструментов, есть какие-то глубинные интересы?
Ну, начнем с того, для чего вообще нужны музыкальные инструменты. Они применяются, чтоб выразить определенные смыслы, создать определенные образы в сознании слушателя, а кроме того, в народных культурах любой музыкальный инструмент имеет обрядовое или бытовое значение, является частью культурной традиции. Более того, многие инструменты используются для медитативных практик, музыкальной терапии. Все это в сфере моих интересов, да и не только это. У меня есть и другие интересы, например, другие ремесла, путешествия, китайская чайная традиция. Еще я очень люблю книги и фильмы, которые вдохновляют меня на личностный рост.
Твое увлечение еще и стало бизнесом? Когда ты понял, что хобби тебя так затянет?
Я бы не назвал то, чем я занимаюсь бизнесом, здесь уместнее слово «ремесло». В течение долгого времени я не был уверен, что смогу свой достаток обеспечить этим ремеслом, но наступил момент, когда оно стало приносить денег столько же, сколько и основная моя работа. На сегодня на отсутствие заказов пожаловаться не могу.
Каждый музыкальный инструмент уникален. Как протекает рабочий процесс? От каких факторов зависит итог?
Да, про уникальность – это верно. В условиях небольшой мастерской не приходится говорить о серийном производстве, зато даже самая простая свистулька обретает свой неповторимый голос.
Еще могу сказать, что сам процесс изготовления – это не просто механическая обработка материала.
Через него я познаю себя, общаюсь с материалом, многому учусь. Если подходить к делу вдумчиво, это никогда не наскучит.
Сколько времени уходит на один музыкальный инструмент?
Я делаю разные инструменты. На самые простые из народных уходит совсем немного времени, к примеру, простейшую жалейку из тростника можно смастерить за 5-10 минут, а вот над волынкой я в среднем работаю около 2-3 недель. Остальное – примерно в этом же диапазоне.
На твой взгляд, делать инструменты может каждый? И что для этого нужно?
Самое важное и необходимое, как я считаю, – это искренний, живой интерес, а остальное приложится.
Есть ли у тебя последователи? Делишься ли опытом? Что ими движет - интерес или желание заработать?
Есть несколько человек, кто регулярно интересуется различными нюансами, спрашивают совета. Стараюсь помогать, подсказываю. Не боюсь конкуренции - у каждого все равно получится свое, да и мотивы у каждого свои.
Какие трудности на пути могут встретиться новичку? С чего стоит начать?
Начать стоит с изучения традиций и народных способов работы, ведь это самое простое и проверенное временем.
Основная моя трудность - отсутствие наставника, многое приходилось самостоятельно изобретать и придумывать, идти наугад.
Еще трудно доставать необходимые инструменты и материалы, в силу их специфичности и редкости.
Про материалы. Какие идут в ход, где их берешь?
Я работаю с деревом, бамбуком, металлами, кожей. Кое-что можно найти в нашем городе, другие материалы заказываю через интернет. Из пород дерева, я часто использую черемуху, клен, грушу, ель, березу, можжевельник, самшит, грецкий орех и экзотические виды: палисандр, черное дерево, тик. Все это либо заготавливается самостоятельно и сушится не меньше 2-3 лет, либо покупается в специальных фирмах. У нас кроме строительной хвои и березы редко что-то встретишь в продаже. Есть и множество других материалов, которые в Кирове не найдешь: карнаубский воск, шеллак, тунговое масло или совсем необычные – конский волос, коровий рог. Стволы бамбука, например, у нас продаются в единственном магазине в городе, да и это большая удача.
Считаешь ли ты, что твое хобби все-таки больше мужское, чем женское?
Трудно сказать. У меня есть знакомая, занимающаяся глиняными флейтами – окаринами. Выходят они у нее волшебные! А работа с деревом и металлом, действительно, требует физической силы, кроме того, острые, опасные инструменты... Большинство моих коллег, особенно те, кто всерьез занимается музыкальными инструментами – мужчины.
Насколько затратно это хобби? Какой инструмент необходим на начальном этапе?
Здесь все зависит от того, что конкретно хочется сделать. Есть огромный выбор вариантов того, из чего и чем мастерить. Можно обходиться ручными слесарными и столярными инструментами, а можно обзавестись дорогостоящими станками, в том числе и с программным управлением. Обычно начинаешь с чего-то общеупотребимого, чтобы со временем понять, какие именно приспособления и инструменты нужны в твоей мастерской.
Об освоении какого инструмента ты мечтаешь? Долгое время мечтал заняться волынками, их на самом деле много видов, кроме самой известной большой шотландской. Сейчас осваиваю их изготовление и хочу научиться делать самые сложные из них – «uilleann pipes», ирландские. Однако это видится достаточно сложным делом, и я все чаще задумываюсь о том, чтобы поехать поучиться в Ирландию.