С начала этого года резко увеличилось число задолженностей по кредитам. По информации ИТАР-ТАСС, объем просроченных кредитов за первые три месяца этого года вырос на 13,4 % и составил 755 млрд рублей. Основные причины, почему россияне перестали выплачивать долги – это резкое ухудшение материального положения и потеря работы.
По информации экспертов Объединенного Кредитного Бюро, ситуация с задолженностями в нашем регионе, также как и во всей России, оставляет желать лучшего – более того, заемщики Кировской области обслуживают свои кредиты хуже, чем в среднем по стране.
«Доля просроченных кредитов в области составляет 19,3% от всех активных кредитов (среднее значение – 17,6%). Хуже всего заемщики обслуживают кредитные карты, доля просроченных кредитов составляет 24%, это на 8% хуже, чем в среднем по стране (15,8%). По всем остальным кредитам ситуация обстоит лучше. Так, просрочка по кредитам наличными составляет 18% при среднем значении – 20,07%. Задолженность по автокредитам – 9,4% (в среднем – 11,2%). А вот ипотеку кировские заемщики обслуживают вдвое лучше, чем в среднем по стране. Доля просроченных кредитов в области составляет 1,5% против среднего значения в 3,6%», - привел статистику Николай Мясников, заместитель генерального директора Объединенного Кредитного Бюро.
Также по данным компании в целом жители Кировской области менее закредитованы, чем жители других регионов.
В среднем на 1 кировчанина приходится 1,49 кредита, а в среднем по России – 1,8. Средний долг на 1 заемщика составляет 188 тыс. руб., среднероссийское значение – 227 тыс. руб. Средняя сумма платежа по всем кредитам у кировских заемщиков составляет – 9 тыс. руб.
«Безусловно, банки озабочены ситуацией с просроченной задолженностью, в нынешних обстоятельствах уровень просрочки выше 15% уже является опасным. Банки не закладывали таких рисков в свои стратегии и работают на грани операционной окупаемости уже сейчас. Поэтому многие банки ужесточают кредитные политики и перестают кредитовать новых заемщиков с «открытого» рынка, отдавая предпочтение работе с уже существующими клиентами или участникам зарплатных проектов. Однако сокращение объемов кредитования имеет и обратную сторону: в ситуации, когда прироста новых заёмщиков недостаточно, старые просроченные долги продолжают накапливаться на балансах банков», - добавил Николай Мясников.
Мы также обратились в банки, чтобы узнать, какими данными по задолженностям обладают они.
«Просроченная задолженность в ВТБ24 находится на уровне 7-8%. Уровень просроченной задолженности в ВТБ24 в Кировской области на 1 февраля 2015 находится в этих же рамках. По сравнению с данными на 1 января 2015 года уровень просрочки в портфеле незначительно вырос. Однако считать тенденцией к росту показатели первых месяцев года нельзя. Так как из-за не активных выдачей кредитный портфель также изменялся незначительно. Делать выводы лучше по итогам квартала или полугодия», - отметил Роман Горинов, управляющий ВТБ24 в Кировской области.
Эксперты отмечают, что проблема просроченной задолженности, безусловно, существует, и в течение этого года будет только накапливаться. Однако, изменение экономической ситуации в стране все-таки должно повлиять на стратегию агрессивных розничных игроков и микрофинансовых огранизаций, сделав их кредитные политики более консервативными, что, в свою очередь, должно сказаться на качестве новых выдач.
«Поэтому есть основания полагать, что через пару-тройку лет динамика роста просрочки замедлится. Наш банк всегда консервативно подходил к оценке финансового состояния заемщиков, поэтому размер просроченной задолженности хоть и увеличивается, как и в целом по банковской системе, но незначительно. Своим клиентам, столкнувшимся с финансовыми трудностями и сообщившим нам об этом, банк предоставляет возможность реструктуризации кредита. Причем, чем раньше клиент сообщит о своих проблемах, тем проще будет выработать совместное решение. Конечно, реструктуризация не снимет полностью ответственности за долг (кредит нужно будет возвращать), но поможет облегчить ситуацию во время поиска новой работы, например. Традиционно условия реструктуризации обсуждаются с заемщиком индивидуально, поскольку они зависят от того, с какими именно проблемами он столкнулся», - рассказала Надежда Зорина, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Кировской области.
Также эксперт отметил, что наиболее распространенные причины возникновения задолженности – это потеря работы и сокращение доходов.
«Если клиент потерял работу, мы готовы обсудить временную отсрочку платежей, пока ситуация не выправиться и не будет найден новый источник дохода. Если доходы серьезно сократились, то мы предложим увеличить срок кредитования таким образом, чтобы существенно снизить ежемесячный платеж. Однако, банк может и отказать в реструктуризации, если заподозрит, что клиент предоставил недостоверную информацию о своем финансовом положении. В остальных случаях мы всегда готовы пойти на встречу», - подытожила Зорина.