Павел, расскажи, в какой технике ты работаешь?
Я работаю чаще всего в смешанной технике, комбинирую графику и коллажи. Живописью занимаюсь редко.
Для создания столь необычных работ и краски нужны соответствующие. С какими материалами приходится работать?
Мои работы чаще всего выполнены в виде графики, преимущественно сухой и масляной пастелью. Закрепляю ее потом специальным лаком. Краски, если использую – то акриловые, а также обыкновенную гуашь. В последнее время активно применяю чернила, даже от струйного принтера. В качестве основы у меня обычно выступают листы старых книг. Мне нравится их текстура, пожелтевшая от времени и несущая в себе некую историю.
Но у меня особое требование к книгам – это должна быть ненужная литература. Например, такие издания «Как починить телевизор «Березка», телефонный справочник 80 года и многие другие.
Также люблю создавать рисунки на картоне, ДВП, крафте и специальной бумаге для пастели, имеющей хлопковое покрытие.
Расскажи о процессе создания работы? От идеи до воплощения.
Каждый художник – это наблюдатель, все идеи и вдохновение можно почерпнуть из окружающего мира, из своих переживаний и жизненного опыта. Обычно в моей голове крутится сотни различных мыслей и образов. Главное, вытащить нужное в необходимый момент и зафиксировать в виде рисунков. Также, бывает, моделирую что-то на планшете в виде цифровых коллажей, потом переношу это на основу для будущей работы с помощью традиционных материалов. Иногда обклеиваю картон или ДВП кусочками газет, журналов, рукописей, листами книг, закрашиваю акрилом, а поверх наношу рисунок пастелью. Отличными источниками для вдохновения могу порекомендовать Instagram друзей, аккаунты социальных сетей, интернет-галерею Saatchi art, популярные картинки из интернета, личный фотоархив. Иногда какое-нибудь фото так и просится, чтобы его нарисовали (улыбается). Но и самое важное, никогда не боятся экспериментировать. Действовать и вкладывать свою энергетику!
Все ли этапы ты соблюдаешь? Приходилось ли вносить изменения в технику по мере оттачивания мастерства?
Мир постоянно меняется, а вместе с ним меняюсь и я. Так как я большой любитель экспериментов, то постоянно пробую новые техники. Сейчас перешел на большие форматы и активно использую подтеки из чернил.
Насколько это трудоемкий процесс? Сколько времени у тебя в среднем уходит на одну картину?
По-разному. Иногда на одну работу уходит 10-15 минут, другую рисую несколько дней. Когда ты делаешь то, что тебе нравится, как-то не задумываешься о трудоемкости процесса.
Как думаешь, создать что-то похожее может каждый? Какой «багаж» для этого увлечения нужен и с чего лучше начать?
Думаю, что ничего сложного в этом нет. Каждый сможет творить, если захочет. Но должна у человека быть тяга к искусству, если ее нет – то лучше не начинать!
Хочу заметить, что у меня нет художественного образования, к этому я пришел случайно.
Расскажу небольшую историю. Лет 6 назад я коллекционировал (и сейчас коллекционирую) некоторые предметы искусства различных художников. Восхищаясь их работами, захотелось что-то тоже нарисовать самому. Сделал несколько пробных вариантов, некоторым друзьям и знакомым понравилось, а один из них предложил организовать выставку в одной из кофеен города Москвы. Несмотря на то, что место было непроходное и находилось у заправки, я согласился. Мне всегда интересно пробовать что-то новое. В результате пришлось в срочном порядке рисовать 20 работ для выставки. Благодаря этому мероприятию у меня появилось хобби – время от время я что-то создавал, но не могу сказать, что часто.
Год назад, одна моя близкая подруга подарила мне набор пастели. Попробовав этот материал на практике, понял, что у мелков и у меня – потрясающие возможности. Влюбился в графику!
Пока работаю преимущественно в этой технике. Поэтому начать лучше всего с покупки набора пастели. Чем больше, тем лучше. Для интереса можно посмотреть уроки рисования пастелью на youtube. Причем лучше всего зарубежных авторов, так как их видео сделаны более профессионально.
Делишься ли ты секретами мастерства и можно ли самостоятельно освоить технологию?
Я с удовольствием поделюсь секретами своего увлечения. Повторюсь, что технологию освоить может каждый, главное, иметь тягу к искусству и чувствовать композицию. Но сразу скажу, что я очень далек от классической живописи и многое не умею - например, для меня проблема нарисовать натюрморт, церковь и поле с деревьями. Я обязательно что-нибудь подрисую, наклею бумажку или разбрызгаю чернила.
Современное искусство позволяет художникам немного хулиганить. Пользуйтесь этим.
За одно и снимите негативные эмоции и зарядитесь позитивными.
От каких ошибок можешь предостеречь тех, кто хочет попробовать себя в этом увлечении?
Освободится от комплексов и социальных установок. Не боятся, что тебя не поймут! Ну и, конечно же, верить в себя и в свои силы!
И напоследок, пожелай, что-нибудь тому, кто хочет преуспеть в похожем хобби?
Больше работать, творить и меньше жаловаться. Сопли никому не нужны. А также получать удовольствие от процесса и делиться этой радостью с людьми. Ну и, конечно же, помнить, что искусство – это не только классика, но и новаторство, поэтому не бойтесь искать новые пути выражения своего творчества.