По словам Игоря Юргенса, президента РСА, с 1 июля текущего года заключение договора ОСАГО может осуществляться в виде электронного документа.
Для РСА вопрос дигитализации (перевод в цифровую форму) в настоящее время стоит на первом месте: в настоящее время проводится активная работа для подготовки IT-системы союза и страховых компаний для запуска процесса продажи электронных полисов в срок. Уровень проникновения ОСАГО превышает 80%. Чтобы это показатель не снизился с запуском электронных продаж, важно создать эффективную систему проверки полисов ОСАГО на дорогах, считает Президент союза.
«В настоящее время сотрудник ГИБДД проверяет наличие полиса ОСАГО на дороге при остановке ТС (бланк полиса ОСАГО – защищенный, т.е. фактически проверяется бланк). Когда появится электронный полис, то у водителя на руках фактически будет только распечатка на простой бумаге, электронный же формат проверки без спецсредств невозможен без технологических решений. Отсутствие же факта проверки наличия полиса может привести к увеличению числа автовладельцев, ответственность которых не застрахована», - отмечает специалист.
В связи с этим РСА предлагает кардинально новый механизм проверки полисов: установление сонастройки баз данных АИС РСА и ФИС ГИБДД.
«То есть наличие полиса будет проверяться автоматически путем периодического обмена данными между базами. Еще до запуска продаж электронных полисов ОСАГО РСА предлагает провести эксперимент по установлению взаимодействия между базами и оценить эффективность работы системы. Президиум РСА на заседании 12 февраля одобрил это решение и в ближайшее время с этим предложением РСА обратится в ЦБ и ГИБДД», - добавил глава союза.
Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, добавил, что бумажный полис ОСАГО никто не планирует отменять.
«Оборот бумажных полисов сохранится, правила обеспечения членов РСА бланками полисов ОСАГО продолжают действовать, включая систему квотирования и возможность запроса на получение дополнительных бланков при условии внесения гарантийного депозита или предоставления банковской гарантии в обеспечение выполнения обязательств перед клиентами. Однако в заявке страховщика на полисы, подаваемой в РСА, теперь будет два блока – блок по обеспечению бумажными бланками и блок по электронным полисам. Возможно, предстоит еще один пересмотр общих лимитов по обеспечению бланками (с 1 января 2015 года уже вступили в действие более широкие лимиты, увеличение составило около 10 %). По электронным полисам страховщик получит определенное количество номеров полисов, и при каждой продаже счетчик в автоматизированной системе будет списывать этот номер из выделенного лимита», - пояснил он.
Принципы квотирования построены в соответствии с рекомендациями Центрального Банка, в том числе учитывающими необходимость контролировать, в какие субъекты направляются полисы.
Независимо от того, бумажный ли полис выдан, или электронный, у страховщика сохраняется обязанность обеспечить урегулирование убытков на всей территории страны через своих представителей в субъектах Российской Федерации. Сейчас активно прорабатывается также та сторона работы АИС РСА, которая связана с проверкой наличия полисов сотрудниками ДПС на дорогах.
«Зарубежная практика заключается в соединении информации из баз данных автостраховщиков и дорожной полиции, чтобы электронный полис водителя на дороге можно было бы проверять автоматически. У нас такой способ – один из рассматриваемых вариантов, пока готовность к объединению баз данных есть только со стороны РСА, а с МВД вопрос в стадии обсуждения, они должны подтвердить совместимость автоматизированных систем и определить пути обмена информацией. От ряда других министерств и ведомств (в частности, Министерства обороны и Минсельхоза) вообще получен отказ вести обмен информацией по их транспортным средствам. Несмотря на это, для обеспечения готовности АИС РСА вся необходимая работа проводится в установленные сроки. И я уверен, что с 1 июля 2015 года электронный полис будет действовать, даже в случае неподключения отдельных ведомств или отдельных функций по этим ведомствам, однако о полноценном результате можно будет говорить не ранее чем через два года», - подытожил Уфимцев.
Удобство электронного полиса для потребителя – возможность в любой момент зайти на сайт страховщика и оформить себе полис.
Кроме того, страхователь сможет в режиме онлайн проверить состояние своего полиса, так же как сейчас по бумажным полисам можно посмотреть это на сайте РСА, но в отличие от бумажного полиса, страховщик тут сможет разрабатывать какие-то свои дополнительные формы оповещения клиентов.
Электронные полисы на первом этапе будут формировать не такую большую часть продаж, поскольку значительная часть покупателей привыкла покупать полисы в компании или сотрудничать со своим агентом или партнером, и продолжит так же покупать бумажные полисы.
Уровень пролонгации ОСАГО у страховых компаний составляет 75-80%, соответственно, если например, пролонгируется полис, проданный агентом – он будет, скорее всего, пролонгирован в бумажном виде. А вот новые и переходящие клиенты, а также клиенты, испытывающие затруднения с покупкой полиса в своем регионе, могут направиться в электронный сегмент.
«Я оцениваю долю электронных продаж на первом этапе примерно в 20%, такой уровень может быть достигнут по истечении первых трех месяцев», - пояснил специалист.