На сегодня для передвижной торговли создана масса препятствий, преодолеть которые могут далеко не все предприниматели.
«Сейчас, если предприниматель захочет открыть свою автолавку, ему нужно пройти семь кругов бюрократического ада. Включить мобильные объекты в схему размещения НТО, заключить договор аренды земельного участка или иной договор, участвовать в торгах, чтобы получить место. При этом такие разрешения необходимо получать для каждой остановки магазина на колесах. Согласитесь, это противоречит самой идее мобильной торговли. Подобные недостатки требуется устранить через внесение поправок в закон о торговле», — прокоментировал «Известиям» Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли.
По мнению замминистра, важно не просто развивать систему прямых продаж от производителя, а стимулировать отечественных автопроизводителей.
На данный момент наиболее приемлемый для них вариант выездной торговли — участие в ярмарках выходного дня.
Ассортимент товаров, реализуемых через передвижную торговлю, может быть разнообразен: молочные и мясные продукты, овощи и фрукты, хлеб, рыба.
Главное, чтобы он был специализированным, без сопутствующих товаров.
Правда, для функционирования таких магазинов на колесах потребуется создание дополнительных объектов, обеспечивающих их работу: автозаправочных станций, автомоек, шиномонтажных мастерских, комплексных автосервисов, площадок ночной парковки и переэкспедирования, логистическо-складских комплексов.
По мнению Ильи Завельского, представителя Ассоциации производителей и реализаторов мясо-молочной и рыбной продукции, именно такая модель поможет сдержать рост цен на продукты питания в непростой экономической ситуации. Благодаря наличию собственных передвижных торговых точек предприятия смогут продавать товары с минимальной наценкой, поскольку это поможет им избавиться от ряда издержек.
Вот только кировские предприниматели пока не очень верят в возможность реализации такой инициативы.
«За последние 20 лет, насколько я помню, город ликвидировал все киоски и передвижные объекты торговли, препятствуют торговле даже бабушек у гастрономов. Я полагаю, что сейчас, когда началась борьба с голодом, эта проблема стала актуальна. Я надеюсь, что руководители города и представители правительства наконец-то прекратят в угоду сетевым олигархическим структурам закрывать всю мелкую торговлю и препятствовать ее развитию», - выразил надежду Василий Черных, член правления Кировского областного общества пчеловодов «Вятка». - Появление передвижной торговли крайне необходмо для Кировской области. Нужно давно прекратить борьбу с мелкой розничной сетью. Конкуренцию крупным торговым сетям и супермаркетам передвижные магазины не составят, но возможность торговать им надо давать без сомнений. Я уверен, что цены в передвижных торговых точках будут ниже: у них меньше накладных расходов».
«Выездная торговля актуальна для населенных пунктов, где отсутствуют магазины. В городе Кирове необходимо налаживать систему реализации товаров местных производителей в схеме шаговой доступности. Это означает, что Центральный рынок должен быть основой, вокруг которой создается сеть ярмарок и нестационарных торговых объектов, заточенных под местного производителя продовольственных и промышленных товаров, - считает Валерий Туруло, депутат Заксобрания Кировской области, председатель комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству. - До сегодняшнего дня никто не запрещал выездную торговлю. Таким образом, узаконивание выглядит как попытка обозначить свою обеспокоенность проблемой прежде всего продовольственной безопасности, но при этом увести в сторону от решения проблемы. Выездная торговля априори предназначена не для обеспечения конкуренции (хотя можно искусственно рассматривать и подобный подход - периодически ставить автолавку около "Магнита" или "Пятерочки"), а для удовлетворения нужд населения малых поселков и деревень».