Они обвиняются в создании преступной схемы по покупке оборудования для нужд «НЛК» и незаконном возмещении НДС на сумму более 38 млн рублей. По версии обвинения, предприятие купило данное оборудование у Челябинского «Промплита» через фирмы ООО «Зерно-К», ООО «Дубровская МТО» и ООО «Кильмезьлес МТО». В итоге стоимость станков возросла в разы.
На сегодняшнем слушании в качестве свидетеля защиты второй раз была допрошена Марина Кулагина, начальник юротдела комбината. Женщина рассказала, что еще в 2009 году советом директоров предприятия было принято решении об увеличении уставного капитала на сумму в 38 миллионов рублей. При этом, все распоряжения по оформлению бумаг, а также другие важные решения принимал Денис Тактаев, который с ее слов, был «правой рукой» собственника — Альберта Ларицкого.
При этом Кулагина добавила, что уже в 2013 году после того, как «НЛК» получил на руки акт проверки налоговой, комбинат пытался обжаловать его в Арбитражном суде области. Однако успеха это не принесло, так как дело было приостановлено «до рассмотрения уголовного дела в районном суде Кирова». На сегодня данный вопрос об уплате НДС также не раз уже поднимался новым руководством комбината.
«Заплатить единовременно такую сумму мы не в состоянии: зарплата остановится, сырье остановится и так далее - это невозможно, - пояснила Кулагина. - Нам в суде такой вопрос не раз задавали, и мы давали пояснения, что изъять из оборота 38 миллионов рублей мы не в состоянии. Частично, конечно, оплата прошла, но это где-то лишь миллион с небольшим».
Кроме того, отвечая на вопрос адвоката о том, не оказывалось ли на нее давление во время следствия, Кулагина дала понять, что такой случай имел место быть.
«Первый допрос был очень жесткий: я допрашивалась тремя сотрудниками и вопросы задавались одновременно. Когда я пыталась что-то ответить, была путаница сплошная, - рассказала суду Кулагина. - В итоге я замолчала и перестала отвечать. А дальше я дала показания, и следователь сказал, что они противоречат показаниям других свидетелей».
«Можете ли вы рассказать про нашу встречу с вами в начале августа 2013 на улице Ленина?» - спросила ее подсудимая Наталья Фукалова.
«Мы встретились случайно, очень быстро переговорили, я единственное, что сказала, у меня плохие новости - в отношении вас будут также возбуждать уголовное дело, - ответила Марина Кулагина. - Мне сказали, Наталья дает не те показания, которые они хотели видеть и, скорее всего, она тоже окажется на скамье подсудимых».
Также на сегодняшнем слушании давать свои показания по делу продолжил и подсудимый Владимир Сысолятин.
Он рассказал, что в 2011 году было сложное финансовое положение, но даже несмотря на случившийся кризис, на комбинате довольно быстро восстановились и оборот, и доходность.
«Она была ниже, чем с начала 2011 года, но достаточной. В 2011 году планы производства предприятия выполнялись, продукция отгружалась, задолженность отсутствовала и мало того - именно в этот период мы достаточно активно брали кредиты в банках, - рассказал суду Сысолятин. - В 2011 году у «НЛК» не было отказов по кредитам, что говорит прежде всего о его финансовом состоянии».
При этом, Сысолятин подчеркнул, что независимая аудиторская проверка, проводимая по итогам 2011 года, также дала положительную оценку предприятию.
«Поэтому утверждения следствия, что в 2011 году положение НЛК было тяжелым - это ни на чем не основанные домыслы,» - сказал Сысолятин.
Он также пояснил судье, что все финансовые решения, касающиеся самого инвестпроекта, реализуемого в то время на комбинате, принимал собственник — Альберт Ларицкий.
Со слов подсудимого, у него были «вопросы поважнее», например, договариваться насчет площадки под оборудование.
«Лично вы вели переговоры о поставке металлоконструкций на «НЛК»? - спросила адвокат.
«Я вел переговоры. В то время металлоконструкции стоили очень дорого, но самая большая беда, срок их изготовления от 6 до 8 месяцев. Если бы мы заявились на изготовление новых конструкций мы бы точно не подготовили площадку, - пояснил Сысолятин. - Поэтому мы искали уже приготовленные».
С его слов, «НЛК» нашел такие конструкции в Печоре и заключил контракт с ООО «Валион» на демонтаж в размере 5 миллионов рублей. Однако, после выполненных работ, как пояснил подсудимый, возникла «позорная для него ситуация», ведь заплатить всю сумму комбинат в то время не мог, и он обратился к Ларицкому. Тот, в свою очередь, пообещал все решить...
«На демонтаж заключался отдельный договор, и когда следствие утверждает, что Сысолятин пытался скрыть его, это не относится к кредитным деньгам, это отдельный самостоятельный договор», - сказал Владимир Петрович.
Судебный процесс продолжается.