Надежда БАБУШКИНА и Анна ЛЕДЕНЕВА: «Мы каждый вечер, как в кино, ездим смотреть закат».

Наверное, большинство из нас с радостью бы променяли свой привычный офис на пляж где-нибудь на краю света. И многие так и делают, правда, как правило, только раз в год и на две-три недели — в положенный всем отпуск. Но, было бы желание, и продлить лето можно на полгода и даже больше — стоит только захотеть! В этом убеждены наши героини - Надежда Бабушкина и Анна Леденева.

Надя и Аня - фотографы, основатели студии «ФотоФеечки» - уже не первый год «зимуют» в самых живописных уголках мира, при этом не оставляя своего любимого занятия: там они снимают свадебные фотосессии и love-story для российских туристов.

Через несколько дней эти позитивные девушки снова отправятся туда, где всегда светит солнце, а пока мы встретились с ними в одном из кировских кафе с целью узнать: как им удается совмещать работу и путешествия.

Как давно вы увлекаетесь фотографией?

Аня: Я, на самом деле, не очень правильный фотограф в классическом понимании: на пленку я не снимала, с мамой, папой в красной комнате не сидела. Просто в свое время, десять лет назад, я училась на графического дизайнера, и когда я делала верстку различной продукции, мне приносили ужасные фотографии с телефона, которые нужно было вставлять в макет. Тогда я решила, что лучше я сама научусь это делать. Но поскольку пакеты молока было не очень интересно фотографировать, то, конечно, со временем я начала фотографировать друзей, знакомых, потом свадьбы. И как-то втянулась и, вот, я уже десять лет как свадебный фотограф.

Надя: Значит, я, получается, классический фотограф? У меня мама всегда снимала на пленку, и дома у нас были «зениты», пленки, проявки, красные комнаты, различные «сушилки» – все эти атрибуты «классического фотографа». Но во время перестройки нас ограбили и вынесли все из квартиры. Уже значительно позже меня каким-то ветром занесло работать в фотолабораторию – именно тогда я поняла, что хочу работать с изображением. Хотя, на самом деле, я никогда не думала становиться фотографом – я честно училась на филолога и не подозревала, какая профессия меня ждет, пока не познакомилась с Аней.

А вы давно работаете вместе?

Аня: Мы вместе снимаем уже пятый год. До этого я работала одна, затем мы попробовали работать вдвоем на свадьбах.

Надя: Да, вначале нам очень нравилось работать вдвоем, как раз тогда родилась концепция «ФотоФеечек» - мы поняли, что обе предпочитаем снимать счастливых, легких, эмоциональных людей, а, скажем, не томных печальных барышень, обе больше ценим пойманные живые кадры, а не постановку. 

Аня: Со временем выяснилось, что хотя концепция съемки у нас общая, но реализация у каждой все-таки своя. Одна работает в одном ключе, другая – в другом. Поэтому сейчас, например, когда мы работаем в паре, мы заранее обговариваем, кто будет отвественен за общий настрой и эмоциональность съемки, а кто дополнять репортажностью и ракурсами, не вмешиваясь в происходящее. Такое своего рода разделение обязанностей.

А как вы пришли к путешествиям?

Надя: Когда мы только организовали свою компанию, мы придумывали и воплощали очень много разных проектов, разрабатывали сюжетные сценарии, проводили акции летом, а зимой снимали в самовыпиленных декорациях, постоянно что-то мастерили, чертили и красили. Это было очень увлекательно, но любой этап рано или поздно себя изживает.

Аня: Мне кажется, накопилась усталость. Потому что, что такое работа свадебным фотографом? Это сезонность. Начиная с мая по конец сентября, а это все теплое время года, ты постоянно работаешь: с пятницы по субботу – свадебные дни, где-то на неделе у тебя небольшие семейные съемки. На выходных ты работаешь по 12 часов и лето практически не видишь. В остальное время ты обрабатываешь фотографии. В итоге все лето ты либо снимаешь, либо сидишь за компьютером, и лето проходит мимо тебя. Потом приходит зима, и ты снова сидишь за компьютером - обрабатываешь «свадьбы». Ты все время в цейтноте, все время все от тебя чего-то ждут.

Надя: В общем, нам просто захотелось организовать себе лето.

Получается, вы сбежали от рутины?

Аня: Обыденность, рутина - это то, что ни в коем случае нельзя допускать в профессию, особенно любимую. Разумеется, например, в съемке свадебной церемонии есть определенные повторяющиеся раз за разом элементы и традиции, от которых ты никуда не денешься: официальная регистрация в ЗАГСе, торжественный банкет и так далее. Но мы много общаемся с молодоженами и убеждаем их в необходимости выхода за рамки традиций и условностей. Ротонда - не обязательное условие счастливого свадебного дня.  

Надя: И , кроме того, что нам не хватало лета, естественно, как и любому фотографу, нам хотелось менять картинку перед глазами, чтоб много, часто и малейшему запросу. Так возникла идея южного зимнего путешествия.

Как вы решились впервые отправиться в Азию и был ли для вас это риск?

Аня: Первый раз мы поехали на Бали три года назад. Вдохновили нас друзья, которые колесили целый год по Индии, Индонезии и Таиланду, приехали живые-здорове полные впечатлений!

Надя: Конечно, мы и раньше  читали блогеров-путешественников в интернете, но живой пример друзей оказался крайне действенным, так что уже через неделю мы купили наши первые заэкваториальные билеты.  

Аня: И, на самом деле, мы не особенно рисковали. Когда мы уезжали первый раз, у нас была с собой определенная сумма денег, заработанная за сезон, и мы думали так: «закончатся деньги — вернемся, но, по крайней мере, отдохнем».

Надя: Но нам все-таки очень не хотелось возвращаться — просто перед собой было бы как-то не очень удобно.

Вы сразу начали искать работу, когда приехали на Бали?

Надя: Мы приехали и целый месяц даже не брали фотоаппарат в руки. После сезона работы в Кирове был очень сильный «перегруз», очень хотелось просто глазами смотреть, рассматривать , запоминать: черные пляжи, точки серферов на закате, банановые завтраки, рифовых рыбок, яванских велорикш, красочные саронги, рисовые террасы, буддийские ступы, оглушительные водопады. Потом мы отправились в Малайзию, а через какое-то время решили осесть в Таиланде и там уже начать искать клиентов. Когда ты перемещаешься, вероятность заказов минимальна: шанс, что именно в эту неделю и именно в этом месте с тобой захотят встретиться, практически равен нулю.

Аня: Так и есть. А если ты сидишь на одном месте, то ты можешь дать рекламу в интернете, найти какие-то местные агентства, которые могут дать тебе клиентов и уже спокойно работать.

А вам не мешал языковой барьер?

Аня: У меня за плечами 29 школа (Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением языка — прим.ред) и инфак .Это во-первых, а, во-вторых, в Азии, и особенно в Таиланде, очень много русских, соответственно большинство наших клиентов - русские. Кроме того, сами тайцы крайне редко знают английский язык. Это связано с тем, что Таиланд - единственная азиатская страна, которая не была европейской колонией. Вот в Индии и Индонезии все прекрасно говорят по-английски — там два государственных языка.  

Надя: Мы даже пытались учить тайский, но это очень сложно — язык тональный, там каждый слог нужно произносить с определенным тоном. Поэтому мы в итоге выучили самые базовые вещи: счет до 20, название фруктов, овощей, блюд, слова благодарности, приветствия и т.д.

Аня: Когда ты не ленишься выучить вот такой языковой минимум, местное население сразу начинает относиться к тебе по-другому, почти как к своему. Это и просто приятно, да и где-то цену не станут завышать, как обычному туристу.  

Надя: Да, одно дело, когда ты просто приехал как турист с деньгами, другое — когда ты интересуешься страной, пытаешься войти в контакт с людьми — совершенно другое отношение к тебе. Тайцы, вообще, очень дружелюбные, несмотря на ежегодно увеличивающиеся толпы туристов.

Я так понимаю, Таиланд — одна из приоритетных для вас стран. Почему?

Надя: Таиланд для нас — наиболее комфортная и удобная страна для работы: здесь много русских туристов и соответственно клиентов, дружелюбное отношение местного населения к иностранцам, бюджетное проживание, приятный климат, море-пляжи-океан.

Аня: Для сравнения,например, Шри-Ланка — это такая «лайт-версия» Индии, для местных любой белый человек — это потенциальный кошелек, поэтому цены автоматически завышаются в 10 раз и 90% своего времени ты нещадно торгуешься. На Бали так же, но все-таки люди там проще и приятнее. И там очень красиво — просто рай для фотографа. Даже самая бедная хибарка на Бали выглядит как дворец.

Надя: Вообще, на Бали около 11 тысяч храмов на остров, площадь которого меньше Кировской области! Когда они были голландской колонией, остров решено было оставить как культурный заповедник и ничего там не менять, в том числе не насаждать христианство. Однако при всей этой красоте у Бали есть два больших минуса: чудовищный трафик и практически некупательный океан.

Аня: В Таиланде не так красиво. То есть как? Красиво, но тут грязненько, там серенько. Они же буддисты, а для буддиста, если есть крыша над головой и она не протекает — уже хорошо, и пока она не развалится, он будет жить под этой крышей.

Надя: Нет, Аня все-таки неправильно выразилась. В Таиланде очень красиво: горы, водопады, тихие дороги в пальмовых лесах, пещеры, горячие источники, белые пляжи с бирюзовой водичкой - всё, как полагается.

Аня: Иногда едешь по Таиланду, и он напоминает тебе родную Кировскую область: те же проселочные дороги, замени только пальмы на ели и сосны. И при этом там простые и доброжелательные люди. Тайцам не очень интересны иностранцы. Может быть, в душе они и любопытны, но они не станут как индусы подходить, трогать тебя или как балийцы наматывать вокруг тебя круги — там нет такой назойливости.

Полгода Вы живете в России, полгода — на тропических островах. Где Ваш дом?

Надя: Это трудный вопрос и он как раз назрел к третьему году. Первый год для нас такое путешествие было открытием. И, когда мы вернулись в Россию, чуть ли не первым делом купили билеты, чтобы через полгода поехать снова в Азию. Мы даже не рассматривали никакие другие варианты на зиму. А вот к третьему году уже начались «метания». Потому что в России очень хорошо. Здесь есть весна, прекрасное прохладное лето, золотая осень. И мы, на самом деле, когда вернулись из первого путешествия, полностью переоценили нашу российскую природу. Наглядеться, наслушаться, нанюхаться, набродиться не могли. Но потом наступает зима, а зима у нас, как мы помним, идет полгода... И мы понимаем, что нам в этом году нужно на что-то решаться. Потому что для бизнеса лучше работать в одном месте.  

Аня: Сейчас мы думаем осесть где-то хотя бы на год. Просто попробовать. Понятно, что это потребует больше вложений, потому что одно дело ты делаешь рабочую визу и сотрудничаешь с местными фирмами, другое — открываешь что-то свое. Но это разовое вложение, которое позволит работать в туристический сезон, а не в туристический - путешествовать.

Чему вас научили путешествия?

Надя: С тех пор как я начала путешествовать, у меня поменялось мироощущение. Например, мы поняли, что такие вещи как «попроси и будет» или «как ты относишься к месту - это к тебе возвращается» работают. Я и раньше прислушивалась к этой философии, но до конца в материальности мысли не была убеждена. А теперь, когда уже неоднократно все это подтверждалось, сомневаться не приходится.

Аня: На самом деле, это так. Энергия притягивается: положительная к положительной, а отрицательная — наоборот. Когда мы в последний раз приехали в Таиланд, мы были не в настроении то ли из-за усталости, то ли еще из-за чего, мы невыгодно сняли дом, заплатили за байк за два месяца и остались без денег. Тогда мы сказали себе, что нам нужна работа и через два дня работа у нас появилась.

Надя: Еще путешествия научили меня тому, что человек должен каждый день провожать закат. В идеале бы еще и рассвет встречать, но так как я сова у меня это редко получается. Закаты и рассветы — это, наверное, самое красивое, что есть в мире, ежедневно, у каждого. Они интереснее любого вечернего сеанса кино. В путешествии я учусь жить ощущениями. Как -то раз мы целую неделю находились на крошечном острове, жили в палатках прямо на берегу океана. Электричество включали только на несколько часов в день, интернета не было никакого, но тем не менее дни были очень наполненными - созерцанием и движением- какими-то самыми простыми и радостными вещами.

Аня: Я, например, заметила, что когда ты больше и чаще уходишь в ощущения, ты становишься мягче. Ты меньше критикуешь, мягче воспринимаешь. Раньше я резко реагировала на новые предложения, но сейчас я чувствую, что становлюсь более открытой и восприимчивой. Этому тоже меня научили путешествия.

Похожие материалы по теме