Местные сборы снизят обороты или спрячут бизнес в «тень»?

В России могут ввести местные сборы за право заниматься бизнесом: торговлей, оказанием услуг — туристических, общественного питания, такси.

Об этом сообщил на Сочинском форуме премьер Дмитрий Медведев, а депутаты озадачились вопросом: как выполнить поручение премьер-министра и разрешить муниципалитетам вводить собственные сборы с бизнеса. По мнению министра финансов Антона Силуанова, местные сборы, о которых идет речь, могут пополнить бюджеты муниципалитетов уже в 2015 году, - сообщает РБК.

Содержательных обсуждений на эту тему пока не проводилось, однако мы решили выслушать мнение представителей кировского бизнес-сообщества о перспективах введения в России таких сборов.

Участниками нашего «Переговорного пункта» стали:

- Азиз Агаев, директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»;

- Диана Вахрушева, директор Уполномоченной бухгалтерии «Удача», налоговый консультант;

- Андрей Морозов, генеральный директор меховой фабрики «Калинка-Морозовъ»;

- Владимир Журавлев, депутат Гордумы.

- Ваше отношение к такой законодательной инициативе? Какие вопросы поможет разрешить введение в России местных сборов? Возможно ли увеличить с помощью них доходы, или они приведут к уходу бизнеса в тень и снижению его оборотов?

Владимир Журавлев, депутат Гордумы:

- Разберемся для начала с тем, чем это вызвано. В этом году, в связи с санкциями и всем остальным, в частности, с затянувшимся экономическим кризисом, государство ощущает недобор по бюджету. Плюс ко всему — бизнес постепенно угасает, а производство постепенно сходит на нет, - это очевидно. Но пока с наполняемостью бюджета вопрос решили таким образом: каждое поднятие курса доллара по отношению к рублю дает существенную прибавку в бюджет. Поэтому, я думаю, на сегодня мы закрыли все «дыры» в бюджете, поэтому никаких дополнительных мер вводить не надо, - это первый момент.

Второй момент: считаю, что нужно изменить внутреннюю политику государства, особенно в отношении собираемости налогов. При этом нет необходимости трогать малый и средний бизнес. Деофшоризацию экономики необходимо запретить, поскольку 70% денежных средств, выведенных в офшоры, - это деньги крупных госкомпаний. Решив вопросы с деофшоризацией, возможно, нам не потребуются западные займы. Если решить эти вопросы, развитие российской экономики пойдет совершенно по-другому пути.

Третий момент: Центробанк сегодня борется с обналичиванием денег и уходом от НДС. Нет необходимости повышать НДС. Никаких глобальных изменений, в принципе, не требуется. Нам нужны не внешние антуражи, а изменения внутреннего порядка. Тем более, что сейчас все этому способствует. Другое дело, что сегодня никто не занимается экономикой. О промышленности сегодня все только говорят, но не создают условий для ее развития.

Если, к примеру, американский предприниматель купит какой-то швейцарский обрабатывающий станок, - он возьмет деньги под 2 — 3 % годовых в долларах — максимум. Европейский предприниматель, возьмет максимум под 5 - 6 % в евро, если это будет какая-то специальная программа по развитию промышленности. А кировский предприниматель купит тот же станок, но под 10,5% годовых — в евро или долларах, я уже не говорю про рубли. Почему? Необходимо, на мой взгляд, создать равные условия с американским и европейским бизнесом.

Получается, в России только декларируют о развитии бизнеса, но при этом ничего не делают. К сожалению, в Кировской области такая же ситуация.

Азиз Агаев, директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:

- Я отрицательно отношусь к такой инициативе, поскольку считаю, что, во-первых, тех налогов, которые уже существуют, достаточно, нужно только грамотно и эффективно их собирать. Во-вторых, нельзя всю нагрузку перекладывать на один орган — налоговую. Платежи можно увеличивать либо путем увеличения налогов, либо путем расширения налоговой базы: когда, с одной стороны, увеличивается количество налогоплательщиков, а с другой строны, - увеличивается база, с которой они платят установленные налоги и сборы.

Налоги хорошо собираются тогда, когда человек их готов платить, когда он понимает, что эти деньги используются государством эффективно. Эта моральная сторона позволяет собирать налоги в максимально возможном количестве. Когда я как налогоплательщик плачу налоги в городской или областной бюджет, но вижу, что они используются неэффективно (например, на содержание многочисленного аппарата чиновников), я не готов отдавать свои деньги на эти цели. Это лишь один пример, но таких примеров много. И когда их набирается критическое количество, то налогоплательщик невольно задумывается: как сделать так, чтобы платить меньше. Поэтому необходимо сделать так, чтобы налогоплательщик не то что с радостью, а с готовностью платил налоги. Это можно сделать только повысив эффективность, причем не только управленческую, но и моральную — чтобы люди знали, куда идут их деньги, почему именно туда и насколько правильно и эффективно они используются.

На мой взгляд, та часть бизнеса, которая сможет уйти в «тень», она это сделает. Потому что это излишнее обременение, которому места в бизнес-практике в принципе нет.

Учтите, что эти сборы будут взиматься с учетом определенных показателей, которые никакого отношения к справедливому принципу, установленному Конституцией РФ, не имеют. То есть экономически они будут необоснованны и способность налогоплательщика к уплате этих сборов учитывать не будут. Дело в том, что с результатом деятельности налогоплательщика этот налог никак не связан.

Андрей Морозов, генеральный директор меховой фабрики «Калинка-Морозовъ»:

- К любой законодательной инициативе в сторону увеличения налогов отношусь отрицательно. Они разоряют мелкий бизнес и, соответственно, он ищет пути для выживания, в том числе и уход в "тень".

Диана Вахрушева, директор Уполномоченной бухгалтерии «Удача», налоговый консультант:

- Вопрос об уходе бизнеса в тень – уже обсуждался. Как только налоги непомерно высоки - бизнес автоматически уходит в "тень" или закрывается. Это уже было. Давайте вспомним увеличения налога в ПФ РФ для индивидуальных предпринимателей. Прошла волна закрытия ИП. Затем налог уменьшили. Но многие не вернулись в прежнее русло. Подорвана вера в предпринимательство. Налоги и повышать, и вводить новые надо аккуратно, соблюдая баланс сил.

- Если сравнивать местные сборы и налог с продаж: что, на Ваш взгляд, менее безболезненно для нашего региона?

Азиз Агаев, директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:

- По большому счету, ничего хорошего нет ни в том, ни в другом. Считаю, что налог с продаж менее негативно скажется на бизнесе в нашем регионе, поскольку он позволяет в какой-то степени учитывать результат деятельности налогоплательщика. Хотя к перспективе введения в России налога с продаж я отношусь отрицательно. Я считаю, что у нас уже созрели условия, когда нужно НДС менять на налог с продаж. Потому что налог с продаж - более эффективно собираемый налог, и для этого потребуется меньшее администрирование. Соответственно, мы сможем сократить расходы государства на сбор налогов. То есть налог с продаж, с точки зрения экономической эффективности, требует меньших затрат. Это позволит сократить расходы государства на сбор этого налога, в том числе путем сокращения численности контролирующих органов.

Андрей Морозов, генеральный директор меховой фабрики «Калинка-Морозовъ»:

- Налог с продаж оптимальней, так как торговля развита, все чем-то торгуют.

Диана Вахрушева, директор Уполномоченной бухгалтерии «Удача», налоговый консультант:

- Что оптимальней – не известно. Ведь данных о «местных сборах» еще никаких нет. Только выступление Медведева, который сообщил, что регионы могут вводить дополнительные сборы. Как это будет происходить, какая ставка , какая база для начисления налога – неизвестно. Для примера возьмем «патент» для предпринимателей. Идея очень хорошая. Взял патент и ни о чем не думай. А практика показывает, что не все так хорошо. Патент готовился явно для крупных городов. Сумма налога по патенту немаленькая. И в Кирове им пользуются очень небольшое количество предпринимателей, а в районах области - и того меньше. То есть налоговая нагрузка на бизнес на основе «патента» - велика. Как будут задействованы местные сборы - не известно. Как сильно увеличится налоговая нагрузка на бизнес – не известно.

- Сборы уже существовали в России в середине 1990-х гг.— под лозунгом «берите столько суверенитета, сколько сможете». Возможно, вспомните, как это было? За что они взимались? Как относились к ним предприниматели?

Владимир Журавлев, депутат Гордумы:

- Лозунг «берите столько суверенитета, сколько сможете» провозгласил Ельцин. Об этом мог заявить только недальновидный человек. Не случайно именно при его непосредственном участии произошел фактически развал российской экономики. В принципе, сейчас суверенитет у нас никто не забирает, наоборот, федеральный центр заинтересован в том, чтобы меньше было дотационных регионов. Но, к сожалению, на самообеспечении всего 5 регионов. Все остальные - дотационные.

Андрей Морозов, генеральный директор меховой фабрики «Калинка-Морозовъ»:

- В 90-х существовало много местных сборов и налогов - это налог с продаж (уже вводили), налог на ЖКХ, налог на милицию, налог на уборку территории и ряд других. Предприниматели были очень признательны, когда их отменили.

Азиз Агаев, директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:

- Предприниматели старались макимально не платить эти налоги и сборы и, как могли, уходили от их уплаты. Этот опыт необходимо поднять. Видимо, многие об этом забыли. Возможно, в управление пришли молодые люди, которые не участвовали в бизнесе 90-х и не работали в органах власти либо попросту забыли последствия, к которым привели такие сборы.

Отмечу несколько моментов: во-первых, в Кировской области устанавливались максимальные ставки по любым налогам. И если можно было что-то установить — устанавливалось обязательно. Но это было характерно для большинства регионов. В редких регионах были люди, думающие о развитии. Соответственно, все это увеличивало криминальность бизнеса. Вообще, любые непродуманные налоги увеличивают криминальность бизнеса. Создается впечатление, что законодатели вообще оторваны от жизни.

- Депутаты предлагают не определять на федеральном уровне конкретные сборы, а предоставить муниципалитетам право делать это самостоятельно. Насколько это допустимо, на Ваш взгляд? Какие сложности может повлечь?

Диана Вахрушева, директор Уполномоченной бухгалтерии «Удача», налоговый консультант:

- Все-таки мы живем в централизованном государстве. И налоги у нас тоже централизованы. Тот же налог с продаж. Как показала практика, местные власти почти всегда устанавливают максимально возможный коэффициент.

- Какие моменты следует учесть, чтобы действовать в рамках закона?

Диана Вахрушева, директор Уполномоченной бухгалтерии «Удача», налоговый консультант:

- Моментов очень много. Но ведь у нас всегда так – сначала введут, потом начнут согласовывать. Надеюсь на смекалку людей, занимающихся бизнесом. Ведь когда нет четкой законодательной базы, то появляются разные лазейки. Хотелось бы, чтобы эти сборы пошли на улучшение качества жизни налогоплательщиков.

Похожие материалы по теме