Об этом сообщила на прошедшей 24 сентября пресс-конференции на тему «Антимонопольный контроль в сфере ЖКХ» Марина Никонова, заместитель руководителя — начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы.
По словам Марины Леонидовны, организации-нарушители привлечены к ответственности: они должны вернуть в бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, граждане могут в судебном порядке взыскать эти деньги с управляющей компании.
К сведению
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленном в жилом помещении.
Названный пункт не включает требований об установке пломб на приборах учета за счет граждан-потребителей. Не предусмотрено это и другими нормативно-правовыми актами.
Еще одна категория дел, рассматриваемых УФАС, связана с отказом управляющих компаний от договора управления многоквартирными жилыми домами.
«К нам от администрации города Кирова поступило заявление на действие управляющей компании, которая намерена была расторнуть договор управления с 28 многоквартирными домами. Поскольку договор управления с ними не закончил срока действия, мы признали действия управляющей компании нарушением антимонопольного законодательства», - сообщила Марина Никонова.
Но, пожалуй, пальму первенства среди нарушений антимонопольного законодательства занимает группа дел, связанная с нарушением бесперебойного и качественного оказания коммунальных услуг. Причем Кировская теплоснабжающая организация в этом плане занимает одно из ведущих мест — как по объему, так и по масштабу нарушений.
«Первое резонансное дело в отношении Кировской теплоснабжающей компании завершилось в 2012 году. Дело было возбуждено по заявлению физических лиц и управляющей компании. Рассмотрев данное дело, мы признали факт нарушения в действиях КТК, который выразился в затягивании проведения ремонтных работ после гидравлических испытаний в летний межотопительный период. При этом факт нарушений мы установили по 10 жилым домам. Максимальный срок, в течение которого в этих жилых домах отсутствовала горячая вода, достигал 134 дней, - рассказала Марина Никонова. - КТК не согласилось с нашим решением, попыталось обжаловать его в Арбитражный суд Кировской области, однако суд отказал в удовлетворении заявленных требований. В результате ОАО "КТК" было привлечено к административной ответственности в виде штрафа, причем ответственность понесло не только юридическое, но и должностное лицо в соответсвии с КоАП».
Справка
Из 55 дел, возбужденных УФАС в 2013 году, 28 дел - в отношении ОАО «КТК».
Только за первое полугодие 2014 г. УФАС возбудило 19 дел, причем рассмотрение 12 из них завершилось признанием факта нарушения антимонопольного законодательства. По 8 делам факт нарушения установлен в сфере ЖКХ.
Марина Никонова дала такой совет гражданам, столкнувшихся с нарушениями в сфере ЖКХ:
«При отсутствии горячей воды или отопления граждане должны обратиться в первую очередь в управляющую организацию, с которой они заключили договор, с заявлением о нарушении и регистрацией о его поступлении. И только после этого следует обращаться в какие-то другие организации. Если управляющая компания не отреагирует на заявление должным образом, следует обращаться в органы жилищного надзора — Государственную жилищную инспекцию по Кировской области. Антимонопольный орган рассматривает такие заявления только в тех случаях, когда есть большой масштаб нарушений, когда нарушения носят длительный и систематический характер».