Дмитрий Вохмянин: «Я хочу однажды горько пожалеть, что уехал из этого города»

Много ли у нас людей, которых полностью устраивает городская транспортная система? Вечные пробки по утрам и в часы пик, общественный транспорт, который ездит по одному только богу ведомому расписанию или отдаленные районы, где автобусы столь редкое явление, что не все жители сходу готовы вспомнить, что это такое. Наверное, недовольных немало. И Дмитрий Вохмянин один из них. Однако от остальных «негодующих» его отличает то, что он пытается разобраться в причинах этих проблем, а также найти их решения. При этом Дмитрий не просто теоретик, он готов прилагать усилия и взаимодействовать с властями, чтобы искоренить недостатки в планировании городских маршрутных сетей.

Сейчас Дмитрий живет в Перми, но его по-прежнему волнует судьба родного Кирова — и оба этих города он бы хотел видеть комфортными для жизни их жителей.

1. дата рождения: 17 ноября 1984 года
2. образование: высшее
3. сфера деятельности: связи с общественностью
4. семья: главная ценность в жизни
5. увлечения: урбанистика, фотосъемка, изучение иностранных языков

-Дмитрий, дорожная тематика Вас полностью захватила. Как Вы пришли к этому увлечению?

- Можно сказать, что тема общественного транспорта меня интересовала с самого детства. И за многие годы сформировалось свое видение, что в этой системе работает не так, и где можно улучшить сложившиеся годами механизмы. Тем более, что транспортной системой города, как и многие его жители, продолжаю пользоваться ежедневно. Со временем «транспортные» интересы распространились за пределы родного города, на смену житейским наблюдениям и умозаключениям пришло изучение материалов по теме, в том числе профессиональной литературы по транспортному планированию.

- Как правило, люди, увлекающиеся транспортом, - это те, чья работа как-то связана с ним. Ваша работа ведь не связана с транспортом? На сколько я знаю, Вы начинали журналистом, а какие потом были развилки деятельности, какие направления выбирали на жизненных перекрестках?

- С транспортом я связан только как пассажир, но эта связь мне кажется не менее крепкой и значимой, чем у любого профессионала из этой отрасли. В плане профессионального роста развилок было немало: диплом психолога и журналистская практика привели меня в сферу деятельности «на стыке» - в апреле этого года исполнилось 10 лет моему стажу работы в сфере связей с общественностью, а волонтерская «закалка» не позволяет мне равнодушно относиться к городской среде, в которой я живу.

- Вы жили в Кирове, а теперь в Перми. Почему переехали и где Вам комфортнее?

- Причиной переезда стала возможность профессионального роста на более высоком уровне, в иных отраслях применения моих профессиональных навыков. Ну а с точки зрения комфорта - еще год назад я мог с уверенностью сказать, что Пермь намного комфортнее Кирова в плане городской среды, то теперь это уже не так очевидно. И это, к сожалению, не Киров так вырос - скорее Пермь не смогла удержать ту высокую планку качества городской среды, которая была поставлена во времена так называемой «культурной революции», когда у города были все шансы приблизиться к европейским стандартам городского пространства.

- Вы продолжаете активно следить за жизнью Кирова. Почему?

- Уехав из города, я в душе на нем не поставил крест. Более того, я очень хочу, чтобы он развивался и становился лучше, чтобы жители заботились о нем и делали его лучше. Я очень хочу однажды увидеть родную Вятку красивым, уютным, комфортным городом, в котором живут успешные и культурные жители, небезразличные к своей малой родине. И увидев это, я хочу горько пожалеть, что уехал из этого замечательного места.

- Вы общительный человек? Вам легко найти общий язык с теми, кто совершенно не разбирается в теме транспорта или Вы предпочитаете общаться с «коллегами», которые разделяют Ваш интерес?

- Что касается тем транспорта и комфортной городской среды, то да - я очень общительный человек :-) Мне кажется, что немногие задумываются над тем, какое громадное влияние оказывает на горожан городское пространство во всех взаимосвязях мелочей, его составляющих. Поэтому мне интереснее открывать городскую среду с новой точки зрения для людей, которые этим тонкостям городского быта ранее не придавали значения, а может быть - просто привыкли. А «коллегам» ничего не надо объяснять - они все понимают, и каждый по отдельности ищет большие и маленькие способы улучшения ареала своего обитания.

- Вы ведете блог в живом журнале, где публикуете свои идеи на общественное обозрение. А как Вы относитесь к критике?

- Я бы лучше критику назвал «предложениями в развитие», потому что я не утверждаю, что предлагаемые мною идеи - это истина в последней инстанции. Мой блог - уж позвольте его «попиарить»: transport-43.livejournal.com - это площадка для высказывания идей, которыми охвачены далеко не все умы, но которые лично мне кажутся весьма здравыми и рациональными. А от «предложений в развитие», споров они становятся более точными и выверенными. Ну а критику не по сути или с переходом на личности, я в расчет не беру.

- Вы разработали проект реформы транспортной системы Кирова, одна из целей которого — создание комфортной системы общественного транспорта. Вами двигали гуманистические порывы и желание сделать город более комфортным для его жителей или для Вас это просто своего рода «математическая задачка», которую интересно решить? 

- Мною двигал один ключевой посыл, который определяет мое отношение к транспортной системе любого города, - любой город по своей сути не рассчитан на то, чтобы преобладающим видом транспорта для передвижений по нему был личный автомобиль; никогда не удастся создать такое городское пространство, которое бы вместило в себя и пропустило по всем улицам абсолютно все автомобили, при этом оставаясь комфортным с точки зрения экологии и удобства пешеходных передвижений. В городе должен быть найден разумный баланс между использованием личного и общественного транспорта. Уже сейчас на улицах мы видим нарушение этого баланса и с увеличением числа автомобилей ситуация будет только ухудшаться. В своем проекте я просто сформулировал видение тех минимальных требований к общественному транспорту Кирова, которые позволили бы ему хоть немного конкурировать по уровню комфорта с личным транспортом. Многим все это показалось сказкой, а я уверен, что это должно стать нормой.

Про «математическую задачку» Вы очень точно подметили. Одна из коренных причин всех транспортных бед города Кирова (я имею ввиду весь транспорт - и общественный, и личный), это то, что городские транспортные потоки совершенно не моделируются с помощью сложного математического анализа, у города отсутствуют математические транспортные модели, которые позволяли бы не только «разруливать» нынешние транспортные проблемы, но и прогнозировать влияние каких-либо глобальных градостроительных проектов на транспортную инфраструктуру города. Простой пример - ведется активная застройка мкр. Южный, Зиновы, Солнечный берег и других окрестностей в сторону Нововятска. А какие изменения ожидаются в плане развития улично-дорожной сети? А появились ли там новые автобусные маршруты для обслуживания постоянно возрастающих пассажиропотоков? Нет ответов. Вообще, просчитывались ли транспортные издержки, когда давалось разрешение на застройку этих микрорайонов? Что-то мне подсказывает, что нет.

- А для Вас это просто увлечение или Вы как-то взаимодействуете с властями и пытаетесь воплотить Ваши проекты в жизнь?

- Действительно, раньше это было просто увлечением. Однако, сейчас я регулярно свои предложения направляю в администрации Кирова и Перми. В частности, продвигаю идею создания в городе выделенных полос для общественного транспорта на отдельных, особо загруженных участках улиц города, где проходит много маршрутов общественного транспорта с большим пассажиропотоком. Ведь это неправильно, что в общем потоке стоят и машины с одним-двумя пассажирами (которые при этом сидят в комфортном салоне), и автобус с почти сотней пассажиров (зачастую в особо пробочные часы салон весьма плотно заполнен, и комфорта в нем мало). В Кирове на эти обращения мне отвечают, что выделенные полосы можно построить только при расширении улиц (чего, судя по ответам, до 2020 года не планируется), а в Перми это делают как на существующей улично-дорожной сети, так и закладывают в проекты реконструкций улиц (в городе уже сейчас функционирует около 10 участков улиц с выделенными полосами для общественного транспорта, и этим летом планируется сделать еще несколько «выделенок»). Одну из последних «выделенок» создали после моего письма.

- Какое ключевое замечание по нашей маршрутной сети Вы бы сделали? В чем корень бед?

- К маршрутной сети города у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, протяженные маршруты, позволяющие передвигаться подавляющему большинству пассажиров по городу без пересадок, - это хорошо. Но, с другой стороны, это оборачивается излишним дублированием маршрутами друг друга, а также повышенной концентрацией транспортных средств общественного транспорта в отдельных районах города. Недавно я подсчитал, что 84 процента автобусных маршрутов имеют свою конечную/начальную остановку в двух городских районах - на Юго-Западе («Ипподром», «Упита») и на Филейке («Авитек», «Северная больница»). Мне в этом видится некоторый дисбаланс. Другая проблема - это недостаточное использование имеющихся троллейбусных линий. На мой взгляд, там, где уже висят троллейбусные провода, приоритет должен быть у троллейбусных маршрутов, как обладающих высокой провозной способностью и высокими показателями экономичности и экологичности. Ну а корень всех бед - это отсутствие у общественного транспорта права приоритетного проезда по улично-дорожной сети, что позволило бы значительно уменьшить время поездки, а также повысить регулярность движения даже не весьма протяженных маршрутах. Все это, вместе с обновлением подвижного состава, в конечном счете работает на повышение привлекательности общественного транспорта.

- Не планируете ли Вы систематизировать все свои знания и написать, например, книгу об истории развития транспортной системы в городе?

- До уровня настоящих экспертов в транспортном планировании мне весьма и весьма далеко, поэтому и о книгах пока не задумывался. Лучшим местом собрания моих «транспортных мыслей» будет мой блог.

- Накопленные знания Вам самому какую-то выгоду приносят? Помогают ли они в жизни?

- Наверное, главные выгоды получаю, когда идеи комфортного города реализуются на практике. И выгоды эти от улучшения городского пространства я получаю вместе со всеми жителями.

- Транспортников называют фанатиками. А Вы фанат своего дела?

- Думаю, что да. Я фанатом назвал бы любого человека, который относится к своему делу со всей душой, без капли безразличия.

- Легко ли Вы увлекаетесь чем-то? И были ли в Вашей жизни еще какие-то хобби, которые увлекали Вас настолько же глубоко и серьезно?

- Увлечения в моей жизни периодически меняются, появляются новые, старые достигают некоего предела насыщения. Но интерес к урбанистике, к жизни городов присутствует в моей жизни давно и прочно. Из него вытекают и другие - люблю по выходным гулять по городу и фотографировать городское пространство и отдельные его интересные элементы. Последние годы увлекся «коллекционированием» иностранных языков - изучаю их базовый уровень, пока без какой-то конкретной цели, «про запас». Сейчас в «запасе» пять иностранных языков, через пару-тройку лет хотел бы довести это число до десяти :-)

- Что для Вас сейчас в приоритете? Увлечение, работа, семья? Бывает так, что приходится выбирать?

- В приоритете - жить своей жизнью и заниматься тем, что нравится «здесь и сейчас». А если это принесет пользу не только мне, но и окружающим, - мне будет очень приятно от того, что моя жизнь - это не «... бесцельно прожитые годы».

Похожие материалы по теме