Сейчас Дмитрий живет в Перми, но его по-прежнему волнует судьба родного Кирова — и оба этих города он бы хотел видеть комфортными для жизни их жителей.
1. дата рождения: 17 ноября 1984 года
2. образование: высшее
3. сфера деятельности: связи с общественностью
4. семья: главная ценность в жизни
5. увлечения: урбанистика, фотосъемка, изучение иностранных языков
-Дмитрий, дорожная тематика Вас полностью захватила. Как Вы пришли к этому увлечению?
- Можно сказать, что тема общественного транспорта меня интересовала с самого детства. И за многие годы сформировалось свое видение, что в этой системе работает не так, и где можно улучшить сложившиеся годами механизмы. Тем более, что транспортной системой города, как и многие его жители, продолжаю пользоваться ежедневно. Со временем «транспортные» интересы распространились за пределы родного города, на смену житейским наблюдениям и умозаключениям пришло изучение материалов по теме, в том числе профессиональной литературы по транспортному планированию.
- Как правило, люди, увлекающиеся транспортом, - это те, чья работа как-то связана с ним. Ваша работа ведь не связана с транспортом? На сколько я знаю, Вы начинали журналистом, а какие потом были развилки деятельности, какие направления выбирали на жизненных перекрестках?
- С транспортом я связан только как пассажир, но эта связь мне кажется не менее крепкой и значимой, чем у любого профессионала из этой отрасли. В плане профессионального роста развилок было немало: диплом психолога и журналистская практика привели меня в сферу деятельности «на стыке» - в апреле этого года исполнилось 10 лет моему стажу работы в сфере связей с общественностью, а волонтерская «закалка» не позволяет мне равнодушно относиться к городской среде, в которой я живу.
- Вы жили в Кирове, а теперь в Перми. Почему переехали и где Вам комфортнее?
- Причиной переезда стала возможность профессионального роста на более высоком уровне, в иных отраслях применения моих профессиональных навыков. Ну а с точки зрения комфорта - еще год назад я мог с уверенностью сказать, что Пермь намного комфортнее Кирова в плане городской среды, то теперь это уже не так очевидно. И это, к сожалению, не Киров так вырос - скорее Пермь не смогла удержать ту высокую планку качества городской среды, которая была поставлена во времена так называемой «культурной революции», когда у города были все шансы приблизиться к европейским стандартам городского пространства.
- Вы продолжаете активно следить за жизнью Кирова. Почему?
- Уехав из города, я в душе на нем не поставил крест. Более того, я очень хочу, чтобы он развивался и становился лучше, чтобы жители заботились о нем и делали его лучше. Я очень хочу однажды увидеть родную Вятку красивым, уютным, комфортным городом, в котором живут успешные и культурные жители, небезразличные к своей малой родине. И увидев это, я хочу горько пожалеть, что уехал из этого замечательного места.
- Вы общительный человек? Вам легко найти общий язык с теми, кто совершенно не разбирается в теме транспорта или Вы предпочитаете общаться с «коллегами», которые разделяют Ваш интерес?
- Что касается тем транспорта и комфортной городской среды, то да - я очень общительный человек :-) Мне кажется, что немногие задумываются над тем, какое громадное влияние оказывает на горожан городское пространство во всех взаимосвязях мелочей, его составляющих. Поэтому мне интереснее открывать городскую среду с новой точки зрения для людей, которые этим тонкостям городского быта ранее не придавали значения, а может быть - просто привыкли. А «коллегам» ничего не надо объяснять - они все понимают, и каждый по отдельности ищет большие и маленькие способы улучшения ареала своего обитания.
- Вы ведете блог в живом журнале, где публикуете свои идеи на общественное обозрение. А как Вы относитесь к критике?
- Я бы лучше критику назвал «предложениями в развитие», потому что я не утверждаю, что предлагаемые мною идеи - это истина в последней инстанции. Мой блог - уж позвольте его «попиарить»: transport-43.livejournal.com - это площадка для высказывания идей, которыми охвачены далеко не все умы, но которые лично мне кажутся весьма здравыми и рациональными. А от «предложений в развитие», споров они становятся более точными и выверенными. Ну а критику не по сути или с переходом на личности, я в расчет не беру.
- Вы разработали проект реформы транспортной системы Кирова, одна из целей которого — создание комфортной системы общественного транспорта. Вами двигали гуманистические порывы и желание сделать город более комфортным для его жителей или для Вас это просто своего рода «математическая задачка», которую интересно решить?
- Мною двигал один ключевой посыл, который определяет мое отношение к транспортной системе любого города, - любой город по своей сути не рассчитан на то, чтобы преобладающим видом транспорта для передвижений по нему был личный автомобиль; никогда не удастся создать такое городское пространство, которое бы вместило в себя и пропустило по всем улицам абсолютно все автомобили, при этом оставаясь комфортным с точки зрения экологии и удобства пешеходных передвижений. В городе должен быть найден разумный баланс между использованием личного и общественного транспорта. Уже сейчас на улицах мы видим нарушение этого баланса и с увеличением числа автомобилей ситуация будет только ухудшаться. В своем проекте я просто сформулировал видение тех минимальных требований к общественному транспорту Кирова, которые позволили бы ему хоть немного конкурировать по уровню комфорта с личным транспортом. Многим все это показалось сказкой, а я уверен, что это должно стать нормой.
Про «математическую задачку» Вы очень точно подметили. Одна из коренных причин всех транспортных бед города Кирова (я имею ввиду весь транспорт - и общественный, и личный), это то, что городские транспортные потоки совершенно не моделируются с помощью сложного математического анализа, у города отсутствуют математические транспортные модели, которые позволяли бы не только «разруливать» нынешние транспортные проблемы, но и прогнозировать влияние каких-либо глобальных градостроительных проектов на транспортную инфраструктуру города. Простой пример - ведется активная застройка мкр. Южный, Зиновы, Солнечный берег и других окрестностей в сторону Нововятска. А какие изменения ожидаются в плане развития улично-дорожной сети? А появились ли там новые автобусные маршруты для обслуживания постоянно возрастающих пассажиропотоков? Нет ответов. Вообще, просчитывались ли транспортные издержки, когда давалось разрешение на застройку этих микрорайонов? Что-то мне подсказывает, что нет.
- А для Вас это просто увлечение или Вы как-то взаимодействуете с властями и пытаетесь воплотить Ваши проекты в жизнь?
- Действительно, раньше это было просто увлечением. Однако, сейчас я регулярно свои предложения направляю в администрации Кирова и Перми. В частности, продвигаю идею создания в городе выделенных полос для общественного транспорта на отдельных, особо загруженных участках улиц города, где проходит много маршрутов общественного транспорта с большим пассажиропотоком. Ведь это неправильно, что в общем потоке стоят и машины с одним-двумя пассажирами (которые при этом сидят в комфортном салоне), и автобус с почти сотней пассажиров (зачастую в особо пробочные часы салон весьма плотно заполнен, и комфорта в нем мало). В Кирове на эти обращения мне отвечают, что выделенные полосы можно построить только при расширении улиц (чего, судя по ответам, до 2020 года не планируется), а в Перми это делают как на существующей улично-дорожной сети, так и закладывают в проекты реконструкций улиц (в городе уже сейчас функционирует около 10 участков улиц с выделенными полосами для общественного транспорта, и этим летом планируется сделать еще несколько «выделенок»). Одну из последних «выделенок» создали после моего письма.
- Какое ключевое замечание по нашей маршрутной сети Вы бы сделали? В чем корень бед?
- К маршрутной сети города у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, протяженные маршруты, позволяющие передвигаться подавляющему большинству пассажиров по городу без пересадок, - это хорошо. Но, с другой стороны, это оборачивается излишним дублированием маршрутами друг друга, а также повышенной концентрацией транспортных средств общественного транспорта в отдельных районах города. Недавно я подсчитал, что 84 процента автобусных маршрутов имеют свою конечную/начальную остановку в двух городских районах - на Юго-Западе («Ипподром», «Упита») и на Филейке («Авитек», «Северная больница»). Мне в этом видится некоторый дисбаланс. Другая проблема - это недостаточное использование имеющихся троллейбусных линий. На мой взгляд, там, где уже висят троллейбусные провода, приоритет должен быть у троллейбусных маршрутов, как обладающих высокой провозной способностью и высокими показателями экономичности и экологичности. Ну а корень всех бед - это отсутствие у общественного транспорта права приоритетного проезда по улично-дорожной сети, что позволило бы значительно уменьшить время поездки, а также повысить регулярность движения даже не весьма протяженных маршрутах. Все это, вместе с обновлением подвижного состава, в конечном счете работает на повышение привлекательности общественного транспорта.
- Не планируете ли Вы систематизировать все свои знания и написать, например, книгу об истории развития транспортной системы в городе?
- До уровня настоящих экспертов в транспортном планировании мне весьма и весьма далеко, поэтому и о книгах пока не задумывался. Лучшим местом собрания моих «транспортных мыслей» будет мой блог.
- Накопленные знания Вам самому какую-то выгоду приносят? Помогают ли они в жизни?
- Наверное, главные выгоды получаю, когда идеи комфортного города реализуются на практике. И выгоды эти от улучшения городского пространства я получаю вместе со всеми жителями.
- Транспортников называют фанатиками. А Вы фанат своего дела?
- Думаю, что да. Я фанатом назвал бы любого человека, который относится к своему делу со всей душой, без капли безразличия.
- Легко ли Вы увлекаетесь чем-то? И были ли в Вашей жизни еще какие-то хобби, которые увлекали Вас настолько же глубоко и серьезно?
- Увлечения в моей жизни периодически меняются, появляются новые, старые достигают некоего предела насыщения. Но интерес к урбанистике, к жизни городов присутствует в моей жизни давно и прочно. Из него вытекают и другие - люблю по выходным гулять по городу и фотографировать городское пространство и отдельные его интересные элементы. Последние годы увлекся «коллекционированием» иностранных языков - изучаю их базовый уровень, пока без какой-то конкретной цели, «про запас». Сейчас в «запасе» пять иностранных языков, через пару-тройку лет хотел бы довести это число до десяти :-)
- Что для Вас сейчас в приоритете? Увлечение, работа, семья? Бывает так, что приходится выбирать?
- В приоритете - жить своей жизнью и заниматься тем, что нравится «здесь и сейчас». А если это принесет пользу не только мне, но и окружающим, - мне будет очень приятно от того, что моя жизнь - это не «... бесцельно прожитые годы».