На личном опыте: Как я писала тотальный диктант

С тех пор как я закончила филфак, в трудных случаях написания я все чаще обращаюсь за советом к коллегам-филологам. И если предположить на интуитивном уровне, как на письме должен выглядеть тот или иной оборот, мне еще удается, то объяснить, ПОЧЕМУ он пишется именно так, остается уже за пределами моих возможностей... Не пора ли, думаю, нанять репетитора? 

А тут как раз подвернулся тотальный диктант. Вот и узнаю, насколько критична ситуация с моей грамотностью. Тем более организаторы позаботились и о самых ленивых: проверить свои знания по русскому языку можно было он-лайн, во время прямой трансляции на сайте totaldict.ru. Но то ли дала о себе знать моя задолженность за Интернет, то ли у организаторов были недоработки, только, подключившись в назначенное время к трансляции, я столкнулась с тем, что картинка и звук постоянно прерывались. Текст под диктовку так явно не уловить. Поэтому сам Бог велел в этот солнечный субботний день прогуляться до главного корпуса «политеха», где мероприятие проводилось «вживую». На подходе к Театральной площади плазменный экран встретил зазывающей надписью: «Здесь идет тотальный диктант». Сразу захотелось прибавить шагу. 
Приветливые волонтеры не дали заблудиться в стенах ВятГУ, и вот я уже сижу за партой перед бланком диктанта. Люди все прибывали и прибывали в аудиторию, стало ясно, что всем места не хватает. Когда сидящих и стоящих стало примерно поровну (всего же собралось около 300 человек), ведущие мероприятия объявили, что по правилам приветственное слово организаторов нужно прослушать всем вместе, а потом можно будет распределиться по лекционным залам.    
Аудитория заметно повеселела после шутливого спецвыпуска новостей, где все сюжеты были про тотальный диктант. Участников напутствовал в видеоролике автор текста диктанта Алексей Иванов: «Готовьтесь, будет много запятых!» В другом сюжете сообщили, что министр образования Фурсенко опасается написать диктант на двойку, так как может не вспомнить все те поправки, которые он внес в программу изучения русского языка. А попытка корреспондента связаться с МКС, где тоже должны были писать диктант, не увенчалась успехом - единственный, кто вышел на разговор, - американский астронавт - сообщил, что его российские коллеги «немного заняты», ведь сегодня День космонавтики... 
После этого участникам проекта предложили повторить правило, которое пригодится при написании диктанта - «Именительный темы». Это правило оказалось подзабытым мной настолько, что я даже не уверена, изучала ли его вовсе. Дальше - хуже: уже после написания диктанта я так и не поняла, где в тексте это правило нужно было применить. 
Затем ведущие объявили, что у нас остается немного времени, чтобы до начала диктанта успеть сфотографировать себя или других, так как по инструкции во время написания работы любыми гаджетами пользоваться запрещено. И устрашающе предупредили: «В аудитории работают волонтеры».
Текст диктанта был про детство, про летний отдых, про светлое и открытое восприятие мира в юном возрасте, так что писать его было одно удовольствие.
Соглашусь с Хабенским (он был одним из тех, кто зачитывал текст московским участникам проекта), который сказал, что пунктуация в этом тексте была сложнее орфографии. Не припомню в диктанте слов, написание которых вызвало у меня затруднение, но над расстановкой запятых и тире действительно пришлось попыхтеть.  
Я очень поддерживаю проведение подобных мероприятий. Хоть русский язык и нельзя признать национальной идеей, но, согласитесь, это то, что объединяет всех нас в нашей стране. 
Мне кажется, что c ростом роли Интернета, социальных сетей и электронной почты в общении с людьми наша письменная речь, однозначно, развивается. Но становится ли грамотнее? Меня лично пугает тенденция начинать предложение с прописной буквы, не ставить вопросительный знак в конце вопроса и - особенно - не разделять предложения внутри фразы. Я бы сказала, что где-то на подспудном уровне это говорит о неуважении к слову как таковому и собеседнику. Да, такие явления упрощают нашу жизнь, в чем-то делают ее легче. Но одновременно они делают ее примитивнее, снижают некую планку, свергают ориентиры. А такие мероприятия, как тотальный диктант, напоминают нам, что нормы все-таки существуют. Ведь далеко не все напишут на «отлично» и «хорошо», а значит, «подгнило что-то в датском королевстве». Подобные акции возвращают нас к правилам, к порядку и - в итоге - к гармонии.

P.S.: Забрала свою работу. В графе «оценка» «5» исправлено на «4». Не соглашусь с одной из ошибок. Угадать авторскую пунктуацию, которая порой идет вразрез с нормами, - дело удачи. Ладно! Главное, репетитор пока не понадобится.

Похожие материалы по теме