Круглый стол был посвящен обсуждению основных положений законопроекта «О промышленной политике РФ», выявлению его плюсов и минусов, чтобы впоследствии в ходе взаимодействия с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации от Кировской области донести консолидированную позицию до разработчиков закона.
Справка
Разработка закона о промышленной политике ведется с 2008 года. Проекты Федерального закона о промышленной политике в Российской Федерации были разработаны комитетом по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы, Торгово-промышленной палатой России.
Свой вариант законопроекта подготовил Российский союз промышленников и предпринимателей.
В 2013 году последний вариант законопроекта был подготовлен Министерством промышленности и торговли РФ, а в январе 2014 состоялось первое заседание рабочей группы.
Региональный закон о промышленной политике был принят в Кировской области еще в 2002 году и впоследствии стал нормативной базой для принятия целого ряда документов, определяющих экономическую и инвестиционную политику региона.
Положения регионального закона нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития области до 2010 года и госпрограмме «Развитие и повышение конкурентоспособности промышленного комплекса Кировской области».
В числе новшеств законопроекта «О промышленной политике РФ» - программа создания индустриальных парков и развитие кластерных территорий, формирование государственной информационной системы как основы для выстраивания отраслевых балансов и учреждение фондов развития отдельных отраслей.
В целях стимулирования создания новых предприятий предусмотрены налоговые каникулы на период до 10 лет и предоставление субсидий на создание производственной инфраструктуры.
«Важно, что в законопроекте отдельная глава посвящена оборонно-промышленному комплексу, в нем нашли отражение кадровые проблемы и вопросы профобразования. Особое внимание уделено развитию кластерных территорий. Немаловажным аспектом является комплекс мер господдержки для малых и средних производственных предприятий», - отметил Виктор Медведков, председатель Некоммерческой организации Объединение работодателей Кировской области «Совет хозяйственных руководителей».
«Федеральный закон о промышленной политике сыграл большую роль в поддержке промышленных предприятий. Так, закон о понижении налоговой ставки и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет, стал на сегодня своевременным и актуальным. Для примера: на нашем предприятии этот закон позволит сэкономить 10 млн рублей, - отметил Геннадий Мамаев, генеральный директор ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе». - Хотелось бы, чтобы это был закон прямого действия, положения которого обязательны к применению прежде всего теми государственными органами, которые должны заниматься разработкой промышленной политики. Данный закон должен быть финансово обеспечен и быть подкреплен долгосрочными программами».
Вместе с тем предложенный законопроект является еще довольно сырым, требующим доработки.
«Закон о промышленной политике является «рамочным» и потребует в дальнейшем принятия большого количества подзаконных нормативно-правовых актов, - отметил Сергей Вандышев, глава департамента промышленного развития Кировской области. -Тем не менее, принятие закона необходимо для того, чтобы российская индустрия перешла на новый уровень выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, благодаря новым действенным механизмам господдержки».
Участники круглого стола подчеркивали актуальность принятия закона, но вместе с тем указывали на необходимость конкретизации многих из его положений.
«Данный закон носит закрепляющий характер разработанных механизмов. Ожидания работниковпромышленности связаны все-таки с боле четкими границами промполитики. Закон должен содержать положения по сдерживанию роста финансовой нагрузки», - отметил Эдуард Носков, генеральный директор филиала №2 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
«Необходимо на сегодня разобраться со многими подходами в развитии бизнеса. Еще один серьезный вопрос — отношение к бизнесу управляющих организаций. Многие отмечают, что в стране сверхизбыточные административные барьеры, - отметил Владимир Савиных, генеральный директор ОАО «Производственный холдинг «Здрава». - Очень важно, чтобы бизнес и власть чувствовали себя сегодня равноправными партнерами».
Некоторые выступающие внесли «ложку дегтя в бочку меда».
«Не было в России достойной промышленной политики и не будет — в таком варианте, который предложен. Мы говорим, что это рамочный, основополагающий закон, а что, собственно, он основополагает и какие рамки кому поставил? Никаких рамок этот закон не определяет. В целом, его можно назвать инновационным, да и то с натяжкой. Это куцый, безрамочный закон. И как бы мы его ни назвали, он ничего не изменит и не определит. Я считаю, что закон такой, конечно, нужен, с другой стороны, это не тот закон, который нам необходим сегодня», - высказал свою позицию Владимир Шестаков, генеральный директор ОАО «Вэлконт».
Некоторые вопросы, касающиеся законопроекта, вызывают сомнения и у самого Никиты Белых.
«В проекте закона не указано, за счет каких источников будет осуществляться исполнение полномочий. Таким образом, мы можем столкнуться с тем, что многие из них, к примеру, финансирование проведения научно-исследовательских работ, создание инфраструктуры поддержки промышленных производств, окажутся для регионов неподъемными», - отметил Никита Юрьевич.
Обсуждение законопроекта «О промышленной политике РФ» длилось около двух часов. Врио Губерантора Кировской области поручил областному департаменту промышленного развития систематизировать все поступившие предложения, согласовать их с Советом хозяйственных руководителей, региональным отделением Союза машиностроителей России и Вятской торгово-промышленной палатой. Свод предложений будет направлен для дальнейшей работы депутатам Государственной Думы РФ от Кировской области.