Новые правила получения водительских прав

С участниками рубрики «Переговорный пункт» мы обсудили новые программы обучения водителей, их плюсы и минусы и то, как изменится учебный процесс в автошколах.

Министерство образования и науки разработало новые программы обучения водителей. Проект приказа ведомства, утверждающий новые правила получения водительских удостоверений, пройдет общественное обсуждение, после чего его передадут в Минюст.

Участники «Переговорного пункта»:

- Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»;
- Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»;
- Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»;
- Елена Лакунцова, выпускница «Автошколы на Вологодской, 8».

Новые правила получения водительских прав предусматривают несколько этапов обучения. На первом этапе необходимо получить базовые знания и навыки, куда включены знания ПДД, основ законодательства и первой помощи, основ управления транспортным средством и перевозок пассажиров, а уже на втором этапе — дополнительные знания для управления конкретным видом транспорта.

Можно ли считать увеличение объема обучения обоснованным? Действительно ли есть необходимость будущим водителям изучать дополнительные дисциплины, такие как «психофизиологические основы деятельности водителя», «причины агрессии и враждебности у водителей», «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя» или углубленное изучение устройства автомобиля, вплоть до изучения устройства «комбинированных двигательных установок»?

Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»:

- Увеличение объема, я считаю, должно быть только в разделе правил дорожного движения. Изучению устройства и неисправностей автомобиля отведено 15 часов, я бы так и оставила. Ни к чему этой теме отводить 40 часов. Я понимаю, что профессия водитель обязывает человека знать это все, и мы обучаем в том числе и профессионалов, но у нас из группы, скажем, в 28 человек только один, кто выберет в будущем себе профессию водителя. Таким образом, базовый цикл нужен для всех, а профессиональный – только для тех, кто действительно будет профессионалами, т.е. тем, кто будет работать по найму. Основная масса – это любители, они будут ездить и управлять только своим легковым автомобилем. Не вижу смысла увеличения часов по изучению устройства автомобиля. Это не нужно в современной жизни. Раньше – да, когда люди покупали книжки и инструкции завода изготовителя и сами ремонтировали машины, теперь же кругом автосервисы. Кроме того, новые автомобили имеют договор, они обслуживаются в течение двух лет и проходят все ТО в сервисах дилерских центров, где были купены. Да и сейчас машины напичканы электроникой, не имеет смысла туда лезть.

По перевозке грузов и пассажиров тоже совершенно не обоснованное увеличение количества часов. Это нужно тем водителям, кто пойдет, например, таксистом работать, а всем остальным – нет. Так и то, в разделе правил дорожного движения эти знания даются: и знания о перевозке крупногабаритных грузов, и об опасных грузах. В программе все это есть.

Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»:

Я считаю, что лишним это не будет. Если ты хочешь быть водителем, то готовься, что с тебя будут спрашивать. Сейчас получают права все, кому не лень, и получается так, что аварийность в городе с каждым годом увеличивается. Поэтому я считаю, что если будет принято решение ввести новые дисциплины, значит, мы их будем изучать и будем также сдавать по ним экзамены, потому что вождение — это серьезный процесс. Это процесс, требующий от водителя определенного уровня знаний и образованности. Самое главное при этом, чтобы обучение было качественным. Более того, я считаю, что необходимость перемен на лицо. Стоит только посмотреть, сколько бьется машин и сколько происходит ДТП, и становится понятно, что нужно что-то менять. В целом, я одобрительно отношусь к этим изменениям, но есть определенные моменты, которые тревожат.

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»:

И в этой программе были темы по психологии. Не знаю, как в других кировских школах, но в нашей эти часы, пусть их немного, читает педагог-психолог по образованию. И, на мой взгляд, введение профессиональных психологов вполне обосновано. Сами прекрасно видите, что творится на дорогах. Водители зачастую ведут себя неадекватно. Взять, к примеру, Дальний Восток. Будет хорошо, если водителей будут обучать, как себя вести в стрессовых ситуациях. Что касается увеличения часов по устройству легковых автомобилей, то здесь я согласен, это лишнее. Все равно что простому пользователю необязательно знать внутреннее устройство компьютера, так и водителю необязательно лезть под капот. Если у меня есть автомобиль, то я обслуживаюсь в сервисе, и не стану сам ничего там ремонтировать, даже если знаю, что и как устроено. Зачем пытаться лезть в устройство автомобиля, если есть специалисты?

Елена Лакунцова, выпускница «Автошколы на Вологодской, 8»:

Мне было предостаточно тех часов, которые давались в школе, когда я училась, потому что, в любом случае, большую часть времени занимаешься дома. Это больше обучение самостоятельного характера, а на занятиях в дальнейшем тебе уже просто «дообъсняют» то, что ты не особо понимаешь. И, учитывая тот факт, что, к сожалению, не все часы были мной посещены, я не скажу, что мне это как-то помешало подготовиться и сдать экзамен. В билетах, в принципе, и сейчас есть вопросы о том, как можно перевозить пассажиров. Увеличивать время изучения этой темы, на мой взгляд, совершенно ни к чему. Мне это не нужно. Если бы я хотела получить категорию А или С, тогда да, но не понимаю, зачем это делать общим предметом, т.е. давать подробные знания по этим темам всем учащимся, а не только тем, кто в будущем будет работать в пассажироперевозках. Это бессмысленно. Грубо говоря, ты тратишь свои деньги и время на знания, которые тебе не нужны.

Согласно проекту, планируется разделить экзамены: первая часть экзамена будет включать теоретический экзамен и экзамен по навыкам первоначального управления, вторая — экзамен на сами права.

Нужен ли дополнительный практический экзамен по допуску на дороги общественного транспорта, а, соответственно, и увеличение часов практики на автодроме?

Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»:

Сейчас учащийся сдает три экзамена: теоретическую часть, автодром и город. Планируется, что первая часть будет включать теорию и автодром, а вторая часть — уже экзамен на само управление транспортным средством. Если говорить откровенно, то с точки зрения дорожной ситуации, это правильно. С точки зрения стоимости обучения, это, наверное, неправильно. Это, конечно, же приведет к удорожанию обучения. Это связано с тем, что количество часов будет увеличено и с тем, что будет двухэтапная система сдачи экзаменов. Если какие-то еще дополнительные госпошлины введут, то, конечно, цены поднимутся. Но, вообще, допускать на реальную дорогу человека, который уже сдал экзамен по первичным навыкам управления транспортным средством, наверное, правильно, потому что это опять же призыв к тому, чтобы снизить общую аварийность на дороге.

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»:

Сейчас точно так же все сдается: теория в ГИБДД за компьютером, потом автодром и потом город. Единственное, там возник такой вопрос, что теорию и автодром, может быть, будут принимать в автошколе, а не в ГИБДД. Но, я думаю, что это непринципиально. Ведь школы не захотят и не станут выпускать неучей.

Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»:

Я бы, вообще, автодром убрала и все часы отдала на город. Водитель должен получить первоначальные навыки, буквально три упражнения, и вперед, в город. Смысла держать учащихся 20 часов на закрытой площадке я не вижу. В Корее, например, держат учеников на автоматизированном автодроме несколько месяцев, так это самая отсталая страна в плане безопасности. У них самое большее количество дорожно-транспортных происшествий. Нам зачем на них равняться? Обучаться надо там, где ты будешь ездить: на дорогах общего пользования и не только в городе, но и на загородных дорогах, на автомагистралях, и в светлое и в темное время суток, чтобы водители были готовы к любой ситуации. И я бы сделала от 50 до 100 часов вождения, потому что у нас есть разные обучающиеся, и кому-то нужно больше практики вождения, кому-то – меньше. Было бы лучше, если бы ввели такой индивидуальный подход.

Елена Лакунцова, выпускница «Автошколы на Вологодской, 8":

Все так или иначе проводят много времени на автодроме. И все, кому надо это нужно, делают это вне учебных занятий. И, я так понимаю, что если количество часов на автодроме увеличат, то и платить придется больше. При том, что, откровенно говоря, мой инструктор особенно меня на автодроме ничему и не научил, а все остальное время я проводила на автодроме ГАИ и занималась там вообще с другим инструктором, который научил меня большему. А что я делала на учебном и зачем я за него платила, я не понимаю.

Продолжительность курса обучения должна составить 212 часов. Для сравнения: сейчас, чтобы получить категорию B, нужно учиться около 106 часов. Приведет ли все это к удорожанию обучения?  

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»:

В любом случае, да. Преподавателям же нужно зарплату платить. Если часов больше, то и расходы на заработную плату увеличатся, поэтому и цены, конечно, автошколы повысят.  

Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»:

Это естественно. Раз больше количество часов, то и стоимость будет другая. Пока программа не принята, как-то прогнозировать, на сколько возрастут цены, очень сложно. Но скорее всего «бешеного» повышения не будет, так как в основном планируется увеличение теоретических часов. Если бы сделали 100 часов вождения, тогда, конечно, цены бы возросли сильно, а так нет.  

Елена Лакунцова, выпускница «Автошколы на Вологодской, 8»:

А если ты что-то не сдашь, представляете, сколько придется платить за пересдачи? Мы платили и так достаточно много. 1000 рублей за экзамен – это немало, а здесь ты будешь платить еще отдельно за каждую пересдачу, количество которых с увеличением количества экзаменов явно вырастет. И, скажем, я еще немного пересдавала, а что будут делать те, кто пересдает по многу раз?

Кроме того, в дальнейшем возможно установление государственной пошлины отдельно за каждый экзамен. Будет ли это стимулировать водителей более тщательно готовиться к экзаменам? 

Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»: 

Хочется верить, что да. Но у нашего народа такой менталитет, что, мне кажется, может и не простимулировать. Мы же всегда надеемся на авось. У нас есть ученики, кто платит деньги за обучение и не доучиваются. Уезжают или начинают говорить, что заняты или работают. То есть деньги, не знаю, почему, но большим стимулом для людей перестали являться. Но хочется отметить, что права человек получает один раз и на всю жизнь. Если он принял решение, что хочет быть водителем, значит, ему придется найти средства. Думаю, раз в жизни можно себе это позволить. 

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»: 

Мне кажется, сильно не изменится отношение к подготовке. Если человек привык готовиться, то он и будет учить и готовиться к экзаменам. Бывают и такие, кто приходят и говорят, что все знают и ходить на занятия не будут. Но думаю, что да, возможно, кто-то задумается, заплатив денег больше. Но скорее все будет зависеть от человека, а не от количества денег.

Изменения также предполагаются и для экзаменаторов, требования к ним станут более строгими: минимальный возраст экзаменатора повышается с 23 до 25 лет. Повышается и образовательный ценз экзаменатора — до высшего образования (в настоящее время допускается наличие среднего образования). Более того, так как программа обучения будет включать вопросы из физики, психологии и социологии, то, соответственно, преподаватели автошкол должны будут обладать необходимой образовательной базой.

Не придется ли автошколам менять кадры?  

Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»: 

Что касается возраста, я только «за». В остальном, у нас инструкторы, мастера производственного обучения, раз в пять лет проходят повышение квалификации. Там и психология есть, и педагогика в программе. Проблем с этим нет и не будет. 

Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»: 

С точки зрения возраста, менять кадры не придется: у нас и так большинство инструкторов старше 25 лет. Молодежи не так много. Может быть, в других школах по-другому, но у нас средний возраст инструкторов 27-35 лет. Вот с точки зрения образования, большинство инструкторов имеют образование либо средне-специальное, либо средне-техническое. На данный момент для инструкторов этого достаточно. Теоретическую и практическую часть ведут разные люди. Для теоретиков и сейчас обязательно наличие высшего образования: либо педагогического, либо технического. Если эти требования будут введены, то, конечно, ужесточится отбор именно к преподавателям теории. 

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»: 

Если выйдет закон, а у меня инструктору 22 года, то придется его уволить. Молодые инструкторы в школе есть и желающие работать среди молодых есть. Но мне кажется, тем, кто постарше, тем попроще будет общаться с обучающимися, но здесь опять же все от человека зависит.

Согласны ли Вы с тем, что исключили допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки. Почему? 

Александр Пестов, директор автошколы «Динамо»: 

Самостоятельно можно выучить правила дорожного движения, можно с родителями или еще с кем-то научиться ездить неплохо. Многие уже приходят практически готовые водители, а вот именно знания психолога кто им преподаст? 

Елена Лакунцова, выпускница «Автошколы на Вологодской,8»: 

Даже не знаю. Но и смысла во всех этих изменениях я тоже не вижу. Водителей не подготовить каких-то уникальных и универсальных. У всех свои способности. Кто-то и не заканчивая автошколу прекрасно ездит за рулем.  

Любовь Федотова, директор автошколы «Университет»: 

Я считаю, что это правильно. Вот вы садитесь в такси, вы обычно не спрашиваете таксиста, в какой автошколе он учился, а, если спросить, может, оказаться, что и ни в какой не учился. Разве можно такого водителя допускать к перевозке пассажиров? Как правило, те, кто готовятся самостоятельно, просто заучивают теорию к экзамену, но на самом-то деле правил не знают, да еще и не соблюдают. В автошколе мы, кроме того, что даем знания по предметам, мы еще всегда беседуем со своими учениками, проводим профилактическую работу, учим прогнозировать дорожную ситуацию. 

Екатерина Пискарева, заместитель директора по учебной части автошколы «Академия безопасного вождения»: 

Насколько я знаю, в конце января есть последняя возможность сдать в Кирове экзамен после самостоятельной подготовки. Не знаю, насколько это правильно. Автошкола все-таки несет определенную ответственность за водителей, которых выпускает и которым выдает документы об окончании обучения, а вот если «самоподготовщик» попадает в аварию, то и спросить будет не с кого. Но, вообще, какого-то определенного мнения у меня нет по данному вопросу.

Стоит отметить, что представители автошкол России уже направили открытое письмо президенту Владимиру Путину с просьбой «не допустить принятие нормативных документов, касающихся (их) работы, без широкого обсуждения и учета замечаний образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей в стране». 

Вот некоторые цитаты из этого письма: 

«Это совсем не тот документ, которого мы ждали и которого требуют современные условия!»

«Ни одно из существенных замечаний, направленных от преподавателей и руководителей автошкол, не было учтено при доработке этого документа. И итогом стали проекты Программ, по единодушному мнению специалистов, занимающихся практических обучением, не отражающие общемировые требования к современному водителю, не учитывающие наработанные и успешно используемые отечественные методики обучения, и потребности самих водителей».

«Главная базисная ошибка, на которой построены программы — это установленная законодательством норма о том, что подготовка водителей — это профессиональное обучение... Почти 70% наших слушателей - это женщины, для которых автомобиль это средство решения бытовых проблем, но никак не отраслевых, связанных с эффективностью перевозки пассажиров и грузов».

«Неизбежным результатом в случае принятия этих программ станет увеличение стоимости обучения в несколько раз без всякого повышения его эффективности, ограничение конкуренции и возникновения широкого поля для коррупции при лицензировании и контроле автошкол».

Копия письма есть в редакции ikirov.ru

Похожие материалы по теме