Обсудить этот вопрос собрались сегодня, 26 декабря, представители бизнеса и власти на круглом столе "О реализации инициатив Президента РФ, направленных на развитие рынка жилья эконом-класса: мифы и реальность".
Чем больше дал, тем быстрее получил?
С вступительным словом выступилМихаил Грин, генеральный директор ЗАО "Национальное агентство развития жилищных фондов социального и коммерческого найма".
По словам специалистов, цены на аренду в некоммерческом фонде буду установлены местными властями. Они будут гораздо ниже рыночных.
"Дело в том, что сейчас мы столкнулись с тем, что молодые специалисты не хотят работать в родном регионе. Они испытывают одну общую проблему: им негде жить. Брать жилье в ипотеку не все готовы. Слишком высокая ставка ипотечного кредитования и низкий уровень дохода. Это касается тех граждан, кто работает в бюджетных сферах. Среди них врачи, учителя, полицейские и т.д", - пояснил Михаил Евгеньевич.
В свою очередь Николай Липатников, президент ВТПП, отметил, что на первом этапе важно выстроить взаимодействие между бизнесом и властью
"Я тут недавно проезжал по городу и видел, как сантехник лез в канализационный люк, чтобы решить проблему. Я сразу сказал своему водителю, что придет время, когда нам придется выпрашивать специалистов помочь нам и сделать это. Сегодня все говорят о доступном жилье, но никто ничего не делает для того, чтобы застройщики снижали сумму за квадратный метр. Нельзя ставить застройщиков в сложные ситуации, а потом требовать от них. Взять хотя бы процедуру проведения торгов, если много предложишь, то земля твоя. Такого быть не должно", - добавил Николай Михайлович.
Алексей Миронов: "Я объясню, что значат для нас 3-4%"
Кроме того, по прогнозам экспертов, со временем цены на аренду жилья тоже пойдут вниз, но в том случае, если появится больше некоммерческих арендных домов. Вот только в будущее этой перспективы строительные организации не верят.
"Для бизнеса этот процесс не выгоден. Если мы построим дом, то, чтобы окупить его за 15 лет, нам надо снимать с арендатора 8-10 тысяч рублей. Вопрос в другом: зачем нам все это нужно? Нам это неинтересно. Зачем мне строить на 15 лет, при этом замораживая 300 миллионов рублей? Мне выгоднее будет вложить эти деньги на депозит и снимать по 30 миллионов, полеживая на печи. Если власть не начнет нас поддерживать, ни о каком развитии быть не может. Все говорят о доступном жилье. Что сейчас для этого сделано? Нет ни одного законодательного акта, который бы помог уменьшить стоимость. Напротив, с каждым годом работ застройщикам только прибавляется. Это цена земли, подключение к сетям. Ладно бы за подключение мы бы платили в областной бюджет, чтоб было какое-то развитие. Но нет, деньги уходят монополистам. Взять, например, ККС, не могли они здесь управляться, надо было Москве отдаться. Им мы заплатили 60 миллионов рублей за 70 тысяч квадратов. При этом, когда мы спрашиваем куда уходят их деньги, они не говорят. Вот так мы и работаем. Совсем скоро вступит в силу закон о страховании. Буквально через 3-4 дня. Господин Хинштейн говорит, что это всего 3-4%. Я объясню, что значат для нас эти проценты. Если в следующем году мы сдадим 70 тысяч квадратов, мы должны заплатить 100 миллионов рублей. Где брать эти деньги? Ответ прост: вложим в стоимость квадратного метра. То есть государство призывает нас к одному, а для этого ничего не сделает. Не могу не напомнить о том, что от нас требуют создать одно общество, куда войдут все добросовестные застройщики. Я готов объединиться с моими кировскими коллегами, которых я знаю и которые меня точно не "кинут". Но это общество создают в Москве, где они будут крутить миллиарды, вытаскивая деньги из реального сектора экономики и вливая в нереальный", - добавил Алексей Миронов, генеральный директор ООО "Кировспецмонтаж".
Тем временем, застройщикам обещают, что для нужд некоммерческого арендного фонда предполагается сделать льготы по предоставлению земли, по налогам, а также ввести целый ряд других стимулирующих мер.
В ближайшее время вопрос будет обсужден в Госдуме. Какую реакцию новый закон вызовет среди экспертного сообщества, мы узнаем совсем скоро.