Если честно, долго думала, насколько вообще этично появление такого текста в рубрике, посвященной, по большому счету, "заметкам на полях". Месяц собиралась и все-таки решила написать. Раз у нас бизнес-направленность, расцените его как небольшой обучающий материал.
Поговорим о коммерческих интервью.
Тема для многих не просто больная, а за семью печатями, как скелет в шкафу.
Почему-то некоторые бизнесмены считают, что журналист, пришедший на интервью, должен все сделать за них. Это - миф. На самом деле, журналист, разумеется, подготовится к встрече, проштудирует доп.литературу, заранее пропишет вопросы, но вот отвечать на них придется тому, кто заказывает музыку, фигурально выражаясь. То есть, Вам.
Если Вы встречаете журналиста, сидя вразвалку на стуле и, требовательно глядя в глаза, огорошиваете его словами "ну, спрашивайте, что Вам интересно" (а речь, как мы помним, идет о коммерческом материале, то есть, интересно должно быть, в первую очередь, Вам), будьте готовы к тому, что Вас спросят, как поживает матушка. Или кот. Или как Вам нравятся цены на бензин/политика партии/творчество группы "Пантера"/и т.д. Не обессудьте)
Если Вы встречаете журналиста кипой рекламных буклетов и вырезок из газет, будьте готовы к самому что ни на есть стереотипному тексту, который никому и ничего не продаст.
Что делать? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Готовиться к интервью. Готовиться вдумчиво, возможно, даже придется сделать конспект - так Вы точно не забудете о самом главном. Если Вы не готовились, пространно "лили воду" в диктофон журналисту, возможно, в аудиоформате Ваша речь и будет звучать гладко, но написанные строчки с головой выдадут и "ходьбу вокруг да около", и "плавание вольным стилем" в теме. Будьте профессионалом, ведь именно этого Вы требуете от пришедшего к Вам журналиста, так почему Вы должны ему уступать? Все понимают, что красноречие - это дар, и обладает им, к сожалению, не каждый, но одно дело, если Вы ответите не так ярко, как Вам хотелось бы - журналист это подправит, а Вы при согласовании текста перед публикацией убедитесь, что он мыслит в нужном направлении. Поверьте, совсем другое дело, если в ответ на свой вопрос журналист получит буклет. Это непрофессионально, и мне очень горько Вам об этом говорить.
Да, журналист должен быть эрудитом. Но эрудит он, как ни крути, достаточно поверхностный, потому что если человек, скажем, представляет себе, что такое винтовые сваи, то в тонкости выбора может быть не посвящен. Расскажите ему, если Вам нужна добротная статья. И расскажите заранее, пожалуйста, не за ночь до срока публикации материала и даже не за две.
Куда уходит время?
Вопрос времени и трудозатрат - самый щепетильный. Кажется, вы прекрасно пообщались, поэтому немедленно готовая статья должна лечь Вам на стол, а этот несносный журналист все тянется и тянется, как известное насекомое по гаснику.
Я сейчас все объясню.
Предположим, беседа заняла два часа - обычная практика. Журналист возвращается в редакцию и садится за расшифровку материала, на которую тратит еще около трех часов - все, что вы оба наговорили, надо перевести в печатные слова, некоторые моменты прослушать дважды и даже трижды, перепроверить названия и терминологию, чтобы не выдать ляп.
После того, как запись расшифрована, ее надо редактировать. Убираются все повторы, текст "причесывается", если после того, как повторы убраны, осталось что причесать. Если нет - журналист ищет ответы в доп. литературе или звонит Вам для уточнения моментов. Прописываются заголовки, подзаголовки, интервью выстраивается, согласно логике. На эту работу уходит еще около 1-2 часов, иногда - дольше. Если Вы заботливо снабдили журналиста все теми же буклетами вместо диктофонной записи, гораздо дольше.
Дальше наступает самое интересное - согласование. На этом этапе, как на первой сессии, срезаются все, кто не готовился к интервью - внезапно выясняется, что журналист написал не так, или не совсем так, как Вы представляли. Журналист, конечно, птица подневольная. Он перепишет, потому что "деньги плОчены". А потом еще раз перепишет, если Вы снова окажетесь не готовы.
Не надо говорить: "Этот человек ничего не понимает!". Он и не должен. И читатель до выхода материала может спать спокойно без тех же самых винтовых свай. На 90% успех материала зависит от Вас самих, от того, насколько Вы заинтересованы в продажах, насколько Вы готовы к сотрудничеству и, наконец, от того, насколько Вы в теме. Потому что если Вы в теме, то сможете рассказать о своей фирме и своей продукции таким простым языком, что поймет любой "чайник". А уж журналист, поверьте, сделает из Вашего рассказа настоящую песню.
Хороших, продуктивных и приятных встреч!
P.S.: Винтовые сваи в статье использованы только в качестве примера, ничего личного.