Прошла подготовительная стадия, и мы уже видим поколение маленьких потребителей, которым внешняя шелуха важнее, чем что бы то ни было. То бишь, многим современным старшеклассникам новая модель айфона уже гораздо интереснее, чем будущая профессия и процессы, которые происходят в нашей стране. Что ж, это удобно. В будущем ими будет куда как проще управлять, ибо они не будут слугам народа задавать никаких вопросов...
Еще один шаг по формированию из школьников послушной инертной массы — ЕГЭ и изменения программы. Единый экзамен прививает линейное мышление. А сокращение количества учебных часов на математику, русский язык и литературу в пользу физкультуры и ОБЖ — это опять-таки, попытка, вырастить не слишком-то высоколобых, но, тем не менее, физически развитых граждан. Все правильно. Чтоб больше работали и меньше рефлексировали.
Теперь о новой причуде. На днях появилась информация о том, что в 2016 году школьникам будут преподавать новый предмет. Суть его в том (барабанная дробь!), чтобы научить учеников правильно читать газеты. Школьники, мол, не интересуются событиями в стране. Поэтому, чтобы этот интерес возбудить, было принято решение силой заставлять их читать прессу.
В результате занятий (снова барабанная дробь) школьники должны научиться, цитирую, «правильно воспринимать информацию». Ничего себе формулировка, не правда ли?
Стоит начать с того, что старшеклассников, для который сей чудесный предмет предназначен, и без того за последние годы обучения планомерно доводят до неврозов и забивают головы подготовкой к ЕГЭ. А теперь решили запорошить мозг еще и этим. Знаете, почему они не интересуются событиями, происходящими в окружающем мире?
Да потому что весь их мир ограничивается школьными классами и горой учебников дома. А тут, видите ли, у кого-то возникла идея научить их правильно читать газеты. И вообще, что подразумевается под правильным восприятием информации?
Такая формулировка сразу навевает воспоминания об уроках литературы в школе, где учитель менторским тоном вбивает школьникам в голову, что их мнение о прочитанном романе априори неправильное, а с правильной точкой зрения можно ознакомиться, исключительно законспектировав статью Писарева или Добролюбова. Только так и никак иначе.
Конечно, не все учителя таковы (в частности, моя учительница русского и литературы всегда поощряла самостоятельность мышления, за что ей спасибо), однако такие авторитарно-старорежимные преподаватели — это никакой не атавизм.
А теперь представляем, что вместо точки зрения Добролюбова или Писарева школьникам в голову будут вколачивать удобную для нынешней власти идеологию. Прочитал, значит, старшеклассник газетную статью. Не факт, что понял до конца. Хотя этого как раз, вероятно, не требуется. Наверняка, готовая и единственно верная трактовка уже будет преподнесена на блюдечке.
И, могу побиться об заклад, согласно этой версии все правительственные инициативы будут преподноситься как высшее благо для народа, а не как очередное препятствие к спокойной и безбедной жизни.
Еще один момент мне неясен: как будут выставляться оценки по этому в высшей степени странному предмету? Будут ли несогласные с «прилизанной» версией ученики получать «двойки»? Вероятно, будут.
Конечно, попытки преподавать официальную идеологию в учебных заведениях были и раньше. Но в советское время по названию предмета хотя бы сразу было понятно, о чем речь. «Начала марксизма-ленинизма» так начала марксизма-ленинизма. «История КПСС» так история КПСС. Никаких сюрпризов.
В нынешнем же случае есть опасения, что за благородной миссией — научить школьников интересоваться событиями в стране и правильно воспринимать информацию — кроется попытка, как говорят в народе, «ездить по ушам».
Вот сейчас модно отчаянно кидаться валенками в наше советское прошлое, ругать его что есть сил. Но если посмотреть внимательно на вышеуказанные инициативы, то становится непонятно, чем же хваленая демократия так выгодно отличается от прежнего режима? Тем, что декларируя свободу слова и самовыражения, правительство будет исподтишка навязывать удобную для себя идеологию?
Ну нет уж, господа! Позвольте людям самостоятельно решать, как воспринимать ваши законодательные художества.