Обилие рекламы в SMS-сообщениях абсолютному большинству россиян совершенно не нравится. Это подтверждают результаты опросов. Так, к примеру, международная антивирусная компания ESET задала вопрос относительно SMS-спама более чем 800 пользователям социальных сетей («Вконтакте» и «Одноклассники»), состоящим в своих официальных сообществах. Как выяснилось, надоедливым это явление считает большинство респондентов:
Примерно такой же вопрос задавал своей аудитории информационно-правовой портал www.garant.ru. При этом в выборку вошли 668 респондентов из различных регионов России. Однако тут авторы вопроса были более конкретны. Они поинтересовались тем, насколько надоедливым считают россияне именно нелегальную SMS-рассылку (то есть, ту, которая осуществляется на номера абонентов, которые не давали права на обработку своих персональных данных компании.) И тут результаты оказались еще более показательными:
Кстати, именно SMS-сообщения являются, по результатам опроса компании ESET, самым распространенным видом мобильного спама.
Как понять, легальна ли SMS-рассылка?
А тут все просто. На совершенно полных основаниях присылать вам рекламные сообщения компания может в том случае, если вы делали покупку или пользовались услугой компании, а при ее оплате вы получили дисконтную карту и заполнили анкету со сведениями о себе, где указали свои персональные данные, включая и номер телефона.
Заполнив такую анкету и поставив свою подпись, вы сами дали право компании внести ваш номер в базу данных, которую используют при рассылке. То есть, в обмен на определенный процент скидки, вы даете разрешение информировать вас о новых предложениях компании.
В этом случае SMS-рассылка законна и менее назойлива, так как, если уж вы совершили покупку в каком-либо магазине, значит, его ассортимент вам интересен и, соответственно, информация рекламного характера в будущем даже может принести пользу.
Нелегальной SMS-рассылка становится тогда, когда сообщения отправляет вам та компания, о существовании вы даже и не знали. Ну, или хотя бы никогда не пользовались ее услугами. Такие действия нарушают 18 статью №38-ФЗ «О рекламе», в которой говорится о том, что распространение рекламы по сетям электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Как номер попадает в базу к SMS-спамерам?
А если мы ничего не подписываем и разрешение на рассылку рекламы на свой номер не даем, то откуда же в базах всевозможных недобросовестных компаний появляются наши номера? Во-первых, очень много информации о нас можно почерпнуть из социальных сетей и других онлайн-сервисов.
При этом данные о вас могут собираться не только из профиля, но и, скажем, из переписки. Часто спамер может таиться даже в ваших знакомых. Бывают, кроме того, случаи, когда с людьми в социальных сетях знакомятся специально для того, чтобы получить номер телефона.
Ну, и еще одна распространенная практика — обмен и перепродажа баз контактов, которые компании при помощи анкет собрали у своих клиентов.
Как исправляют ситуацию?
Начиная с ноября, мобильные операторы начали вводить запреты на рассылку рекламы с коротких и буквенных номеров. Так что теперь многие абоненты получили возможность занести спамеров в «черный список». Вроде бы неплохо, однако самим фирмам буквально одновременно с введением анти-спам систем компании, организующие SMS-рассылки, выслали предложения о том, как их обойти.
Еще одна мера, которая обсуждается уже давно — это инициатива МВД ввести уголовную ответственность за спам и SMS-мошенничество. С одной стороны, возможность получить реальный срок должна остановить некоторых спамеров. Однако перспектива долгих судебных разбирательств пугает многих россиян. А если учитывать, что в день на один сотовый телефон может приходить до десятка рекламных сообщений, то количество исков, которые абонент должен будет подать при желании, получается весьма внушительным.
Еще один законопроект, который в случае одобрения может вступить уже 1 сентября 2014 года, направлен на создание специальную базу номеров мобильных телефонов (база "Не беспокоить"). Если гражданин не желает получать смс-рассылки с рекламным содержанием, он сможет включить свой номер в этот список.
Это можно будет сделать, обратившись в любой центр предоставления государственных услуг или же на сайте госуслуг. С этого момента любое рекламное смс-сообщение будет считаться противоправным. При этом предпринимателей, которые продолжат рассылать свою рекламу, будут штрафовать на сумму в 500 000 рублей.
Но и тут есть проблема: предприниматели, которые получают разрешение на рассылку при помощи анкет, считают несправедливым тот факт, что их могут оштрафовать за это (ведь рекламодатель чисто физически не может знать о всех случаях включения абонентов в базу "Не беспокоить".)
А последняя инициатива по борьбе с SMS-спамом была озвучена 12 ноября главой комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Русланом Гаттаровым. Состоит она в том, чтобы заставить операторов ограничить пропуск в свою сеть трафика, содержащего рассылки. Теперь этот проект будет обсуждаться на комиссии по развитию информационного общества в Совете Федерации.
Однако, несмотря то, что инициатив относительно запрета и ограничения количества рекламных сообщений очень много, пока что конкретных и на 100% действенных мер, защищающих абонентов от назойливых SMS-рассылок, нет.
Рисунок: Анжелика Коробейникова