Минприроды предлагает втрое поднять ставки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: выбросы в воздух, сброс загрязняющих веществ в воду и размещение отходов производства.
По мнению замминистра природных ресурсов Рината Гизатулина, сейчас ставки очень низкие, поэтому предприятиям невыгодно модернизировать производство и внедрять более экологичные технологии, а проще выплатить экосбор.
Тем самым Министерство экологии и природопользования планирует не только исполнить призыв правительства о пополнении государственного бюджета, но и простимулировать промышленность к инвестированию в современные экологичные методы производства.
В нашей области к таким мерам отнеслись негативно как предприниматели, так и экологи.
с опаской смотрит на возможные повышения экологических выплат:
"Несмотря на то, что я эколог, в последнее время я стал скептически относиться к подобным новостям, даже если они касаются попыток защитить окружающую среду. В целом это, конечно, правильная тенденция и экологические сборы, безусловно, должны быть увеличены. Но я боюсь, что сложится такая же ситуация, как и с налогами. У нас половина налогов уходит "в тень". А эти платежи - это по сути тот же налог, только за окружающую среду. Получается, государство придумало еще один "калым", и, на мой взгляд, этот новый вид побора ни к чему хорошему не приведет. Богатые предприятия платить будут, а предприятия не очень богатые будут максимально уклоняться от этих выплат. Повышение экологических платежей может вызвать аналогичную ситуацию с той, когда повысили налоги. Тогда в Кировской области за несколько месяцев 6000 человек просто закрыли ИП, а по России эти цифры еще выше. Мне кажется, было бы эффективнее, если бы все предприятия платили понемногу, но платили реально, а не "в тень". Ведь по сути, так или иначе любое предприятие воздействует на окружающую среду".
Очень эмоционально отреагировали на новость и представители промышленных предприятий. Владимир Бердинских - директор ООО «Бизон-Т»:
"С нас уже брать нечего. Нас уже скоро разденут. Если бы эти средства действительно использовались по назначению и шли на улучшение экологической ситуации в области, например, на реформирование очистительных сооружений, то еще ничего, а так не понятно, куда эти деньги идут. Вот, к примеру, у нас берут экологический налог за "ливневку". Эта "ливневка" есть у всех. Стоит в колхозе сарай посреди поля, упала на него вода, убежала в землю, и нужно заплатить за это налог. Я не понимаю, за что я плачу деньги? Какую радиацию он с моей крыши смыл?"
По мнению Владимира Бердинских есть немало других проблем, на которые стоит обратить внимание:
"Лучше бы дорогами занялись и на природе убрались - там никто ни за что не отвечает. Сколько уже можно брать с предприятий? Возьмите с тех, кто действительно загрязняет природу, с тех, кто природой пользуется".
Департамент экологии и природопользования Кировской обасти поддерживает инициативу МПР. В письме Аллы Албеговой, главы департамента, говорится в частности следующее:
"Экологические платежи" должны носить компенсационный характер и возмещать экономический ущерб государству на востановление окружающей среды от последствий хозяйственной деятельности природопользователей в пределах установленных государством нормативов ее загрязнения. В настоящее время стоимость выполнения данных мероприятий на порядок превышает суммы поступлений платежей в бюджетную систему страны. Вместе с тем считаем, что на экологическую ситуацию в нашем городе и области данные изменения не повлияют, так как данные платежи распределяются в 3 уровня бюджетной ситсемы РФ и в силу бюджетного законодательства не могут целевым образом расходоваться на финансирование природоохранных мероприятий".
Стоит отметить, что Министерство экологии и природопользования также уже не первый год рассматривает возможность нормирования воздействия на окружающую среду. Введение нормативов и одновременное тройное увеличение ставки «эковыплат» может привести к увеличению экологического налога в 75 раз.