В будущем граждане России будут получать сообщения о чрезвычайных ситуациях посредством сотовой связи. Такая услуга на безвозмездной основе станет обязательной для операторов связи. Необходимость ее осуществления будет изначально закреплена в лицензии, выдаваемой Минкомсвязи.
Как пишут "Известия", на данный момент оповещение о ЧС проводится компаниями по собственной инициативе. Изменения в законодательство будут подготовлены до конца года.
В техническом задании регулятора говорится: «Должна быть проанализирована возможность закрепления за операторами связи передачи сигналов экстренного оповещения на безвозмездной основе в обязательном порядке».
Такую инициативу Минкомсвязи аргументирует тем, что информация о возможных угрозах природного или техногенного характера должна доводиться до сведения россиян оперативно и гарантированно, так как это поможет избежать больших жертв и материального вреда.
Во время наводнения в Крымске летом 2012 года практически не сработала система оповещения по сетям проводного радио. Местное МЧС не попыталось организовать своевременное массовое оповещение населения по SMS. В значительно менее критической ситуации - во время крупной аварии в московском метро нынешним летом - предупреждение о сбое разослала своим абонентам только одна сотовая компания из «большой тройки».
В июне нынешнего года Минкомсвязи и МЧС подготовили рекомендации для операторов: как оповещать абонентов при чрезвычайных ситуациях. Теперь очередь дошла до изменений в нормативных актах и лицензиях.
Согласно техзаданию, оповещение предполагается проводить по телевидению и радио, через интернет, сети фиксированной и беспроводной телефонии и даже прессу. Проводную телефонию будут использовать для автоматического дозвона с проигрыванием звукового сообщения. Мобильную - для рассылки SMS и так называемого Cell Broadcast вещания (передача текстового сообщения всем абонентам, находящимся на определенной территории). Инфраструктуру мобильных операторов предполагается использовать и для других целей: их базовые станции предполагается оборудовать системами звукового оповещения.
Пресс-служба ГУ МЧС Росии по Кировской области оперативно прокомментировать ситуацию относительно Кирова не смогла.
Операторы напоминают, что по собственной инициативе заключили соглашения с МЧС.
Роман Сандалов, директор Кировского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«У "ВымпелКома" заключено соглашение с Федеральным центром мониторинга МЧС. Мы информируем абонентов об угрозе чрезвычайных ситуаций через рассылку сообщений Cell Broadcast. Заключить аналогичное соглашение планируется с региональным управлением МЧС».
Ольга Катина, пресс-служба МТС в Поволжье:
«МТС уже более пяти лет сотрудничает с МЧС по вопросам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Договор, определяющий механизм взаимодействия МТС и Министерства чрезвычайных ситуаций заключен на федеральном уровне и действует во всех регионах России. В случае возникновения чрезвычайной ситуации сотрудник МЧС в регионе направляет запрос на проведение оповещения в централизованную службу МТС.
Рассылка информационных сообщений производится на базе технологии ICB (Interactive Cell Broadcast), которая позволяет отправлять от одного до нескольких десятков миллионов сообщений абонентам, находящимся в зоне ЧС».
Мы будем следить за развитием ситуации.