Дело в том, что сейчас наблюдается значительный дефицит областного бюджета. И если ранее пригородным железнодорожным компаниям компенсировали выпадающих доходы, то в следующем году регион, вероятно, не сможет этого делать.
«Пригородные компании ездят на арендованном подвижном составе, а также ездят по железной дороге, которая им не принадлежит. Она находится во владении ОАО «РЖД». До этого года включительно, стоимость проезда электричек по железной дороге на 99% дотировалась из федерального бюджета, - поясняет Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, - Сами пригородные компании платили 1% от той стоимости, которую им предъявляла РЖД. А с 1 января 2014 года федеральное правительство резко сокращает дотации железной дороги. Соответственно, из-за этого тариф для пригородных компаний вырос на 49%. Пригородные компании уже прислали проекты договоров, согласно которым Кировская область в качестве выпадающих доходов должна компенсировать им сумму порядка полумиллиарда рублей. Таких денег в бюджете Кировской области нет. Встает резонный вопрос о существовании такого вида транспорта, как железнодорожная пригородная электричка.»
Кроме того, Альберт Запольских отметил, что в предыдущие годы в Кировской области держался самый низкий тариф на пригородные перевозки. Но теперь ситуация изменится. И хотя в этом году график движения электропоездов не изменится, зато в следующем году это может произойти.
Если позиция федеральных властей по отношению к РЖД до конца года останется прежней, а сама компания будет настаивать на компенсации 50% от пользования их инфраструктурой, то придется искать альтернативные способы транспортного сообщения.
«Большинство из тех городов, которые пользуются пригородным сообщением, стоят на сети автомобильных дорог регионального значения. Сегодня эти дороги в приличном состоянии, и по ним вполне можно организовать автобусное сообщение. Вопрос только в том, чтобы разработать новую маршрутную сеть и обеспечить автобусный парк, которым Кировская область, к сожалению, не богата,» - продолжил Альберт Запольских.
В ближайшие недели будет разрабатываться сеть маршрутов, рассчитаны тарифы, пассажиропоток и необходимое количество подвижного состава. Однако основная задача — попытаться сохранить действующую систему. Переговоры с РЖД продолжаются. Вскоре состоится встреча, в ходе которой будет принято решение о том, заключать пригородным перевозчикам договора об аренды инфраструктуры или нет. Если компромисс не будет достигнут, возможно, пригородные перевозки сократятся.
Эдуард Носков, директор филиала №2 ОАО «Концерна ПВО «Алмаз – Антей», член Кировского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», выразил опасения в том, что организовать автобусное сообщение к началу следующего года не успеют:
«Если надежды не оправдываются, и наступает 1 января, а договора об оказании услуг не будет, то перевозки прекратятся. И даже если сеть маршрутов будет разработана, все равно придется проводить конкурсные мероприятия по выбору перевозчика. Эти процедуры сами по себе занимают, по самому оптимистичному сценарию, месяца четыре».
Однако Альберт Запольских отметил, что никто не говорит о полном прекращении пригородных железнодорожных перевозок. Просто есть вероятность, что оно сократится. В крайнем случае, на время проведения конкурсных процедур с кризисным автоперевозчиком может быть заключен договор длительностью 90 дней. Пока точных договоренностей с РЖД не достигнуто, и ситуация с пригородными перевозками «повисла в воздухе».
Однако департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области уже сейчас предусматривает возможность закупки новых автобусов для обслуживания пригородных маршрутов, а также привлечения кировских перевозчиков. Если же местные компании не заинтересуются этим или у них возникнут проблемы с нехваткой автопарка, потенциально к обеспечению пригородного сообщения могут быть привлечены перевозчики из Республики Коми или Татарстана.