Минкомсвязи на несколько дней отключил около четверти банков от работы с государственной информационной системой (ГИС ГМП). Как оказалось, система дала сбой, в результате которого уведомления о принятых платежах от граждан не были переданы в систему.
По мнению экспертов, граждане вынуждены будут сами решать возникшие проблемы в виде претензий госорганов.
«Отключение произошло в середине дня 24 сентября и возобновилось лишь в конце дня 26 сентября. При попытке выгрузить информацию обо всех начислениях клиентах система выдавала сообщение об отсутствии прав доступа. Ряд наших клиентов уже подал претензии об отсутствии информации об оплате штрафов в ГИС ГМП на протяжении нескольких дней», - прокомментировали изданию «КоммерсантЪ» в Киви-банке (банк входит в группу Qiwi, чья система принимает платежи через терминалы).
По данным газеты «КоммерсантЪ», Минкомсвязи, которое отвечает за обеспечение электронного взаимодействия, изменило правила работы с государственной информационной системой, не уведомив при этом банки, а «Ростелеком» в свою очередь отключил их от системы межведомственного электронного взаимодействия, через которое и дается доступ к ГИС.
В списке банков, попавших под внезапное отключение — ВТБ 24, Банк Москвы, Промсвязьбанк.
Некоторые банки не получили доступ к системе даже к выходным дням (28-29 сентября) и на данный момент тысячи уведомлений о платежах граждан не переданы в систему.
Стоит отметить, что ранее уже случались подобные сбои, однако в нарушении порядка своевременной передачи информации о платежах винили банки, ГИБДД (в случае со штрафами), претензий к министерствам и ведомствам, как в этот раз, не было.
«В результате крайними все равно останутся банки. С одной стороны, они не могут отказать клиенту в проведении платежа, так как это противоречит Гражданскому кодексу, а с другой — принимая платеж, но не обеспечивая своевременной передачи информации из-за сбоя, они не выполняют требования, которые к ним предъявляются как к участникам государственной информационной системы, поясняет «Ъ» Дмитрий Крупышев, партнер юридической фирмы «Legal Capital Partners». - Единственным выходом для них в такой ситуации было бы предупреждать клиентов о возможности несоблюдения сроков передачи информации о платежах, а также рисках того, что им придется самостоятельно представлять подтверждения платежей в госорганы. Однако будут ли подключившиеся и отладившие работу с системой банки делать это — большой вопрос».
При этом одни банки наличие проблемы не признают, а другие действительно подтверждают:
"В Банке Москвы сервис работает устойчиво, но практически в любом IT-решении непродолжительные сбои не исключены. Мы не видим в этом серьезной причины для волнений, т.к постоянно ведем мониторинг, и можем оперативно решить большинство нештатных ситуаций. В настоящее время платежи проходят без претензий на обслуживание со стороны плательщиков", - прокомментировал Максим Патрин, вице-президент "Банка Москвы".
"Действительно, в это время сервис ГИС ГМП не работал. К сожалению, Промсвязьбанк не получал от ГИС ГМП уведомления о недоступности сервиса. Мы надеемся, что Федеральное казначейство и другие органы, ответственные за его работоспособность, примут меры по обеспечению бесперебойной работы системы ГИС ГМП и в дальнейшем будут своевременно сообщать кредитным организациям о нештатных и плановых простоях сервиса", - пояснил нам Алгирдас Шакманас, директор розничного интернет-банкинга "Промсвязьбанка".