Целями данного законопроекта является унификация существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах посредством введения процедуры специальной оценки условий труда взамен упраздняемой аттестации рабочих мест по условиям труда, а также создание условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, - сообщает «Российская газета».
Планируется создать единый механизм определения оснований для предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, реализация установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
«Классификация вредных условий труда существует, насколько знаю, с 1997 г. Первый класс — это оптимальные условия труда, второй — допустимые, третий — вредные и четвертый — опасные условия, то есть имеющие предельно допустимую концентрацию вредных веществ, что говорит о необходимости ликвидации рабочего места. Сейчас эти классы определяются по аттестации рабочих мест. Дело в том, что сейчас переходят от аттестации рабочих мест к оценке условий труда.
Аттестация рабочих мест на сегодня — процедура очень дорогостоящая. Данный законопроект, во-первых, позволит как-то облегчить судьбу предпринимателей, а во-вторых, даст возможность завязать результаты оценки условий труда с выплатой компенсаций, прохождением медосмотров, выходом работников на досрочную пенсию.
Просто законодатель хочет свести воедино процедуру, начиная от оценки условий труда до порядка выхода работника на пенсию. Если сейчас по данным вопросам имеется много разрозненных нормативно-правовых актов, то теперь это будет приведено в единую стройную систему, и она станет прозрачной — как для работодателя, так и для работника», - считает Сергей Санников, заместитель руководителя по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области.
Согласно данному законопроекту оценивать условий труда и определять, к какому классу относится то или иное рабочее место, будет независимая организация. От этого будет зависеть сумма дополнительного тарифа, которую работодатель вносит в Пенсионный фонд России (ПФР) за льготников, которые раньше уйдут на пенсию. С этого года будет введен также дополнительный тариф страховых взносов в ПФР за особые условия труда.
«На сегодняшний день действуют так называемые списки вредности 1 и 2 плюс несколько дополнительных. По списку №1 (наиболее опасные профессии) сейчас платится дополнительно четыре процента от фонда зарплаты, по списку №2 - два процента. С каждым годом тариф будет увеличиваться (к 2015 году - до одиннадцати процентов по списку №1). Но если работодатель будет улучшать условия труда и снижать вредные и опасные факторы, то дополнительный тариф будет уменьшаться. А в случае, если условия труда окажутся оптимальными или допустимыми, он может даже опуститься до нуля», - сообщает «Российская газета».
Правда, на сегодня ситуация складывается пока не лучшим образом.
«Трудовые права постоянно нарушаются. Причем обращения поступают как от работников, так и от работодателей. Чаще всего, конечно, нарушаются права работников. Они связаны, как правило, с нарушением условий труда, невыплатой или задержкой заработной платы, - отметила Вера Шиляева, директор юридической компании «Вера». - О том, чтобы работодатель, да в простом ООО, говорил о том, что у него вредные условия труда — забудьте напрочь. Он должен согласовать этот вопрос с администрацией и Роспотребнадзором. Причем он будет под таким контролем, что ему будет легче закрыть свою фирму. Он будет работать только на то, чтобы бесконечно выплачивать компенсации работникам и отчитываться перед всеми органами власти. А поэтому какими бы ни были вредными условия труда, работодатели часто о них умалчивают, за исключением опасных условий труда.
Введение оптимальных и допустимых условий труда для России — это просто смешно. Что такое «допустимые» для России? Это равносильно оптимальным. Возможно, в Европе, в Германии, например, такое разграничение соблюдалось бы скрупулезно.
Считаю, что необходимо четко разграничить, что значит «оптимальные» и «допустимые». Причем в законодательстве должно быть четко прописано не право, а обязанность относительно того, какие нормы обязательны для установления оптимальности и допустимости, чтобы законопроект работал».
В ряде юридических компаний не торопятся пока комментировать законопроект, не ознакомившись более основательно с ним.
К сведению
Законопроекты «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» планируется рассмотреть в ближайшее время на заседании Правительства РФ.
Следите с нами за развитием событий.