Информацию предлагается публиковать на сайте самих банков. Законопроект согласован всеми заинтересованными ведомствами и готов к внесению в Госдуму. После его принятия широкой общественности станет доступна информация, до сих пор не раскрывавшаяся большинством банков никому, кроме регулятора.
Об отношении к такой законодательной инициативе мы узнали у участников нашего «Переговорного пункта»:
- Константина Дятлова, директора департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР);
- Марины Звягиной, начальника отдела по работе с клиентами «Вятской ипотечной компании»;
- Дмитрия Гвоздева, адвоката;
- Виталия Сухинина, эксперта пресс-службы ВТБ24.
- Банкиров обяжут размещать на своих сайтах подробную информацию об образовании и опыте работы за последние пять лет (включая круг обязанностей, причем не только в банках). Новая норма затронет членов советов директоров (наблюдательных советов) банков, председателей правления, их заместителей, рядовых членов правления, главбухов и их замов, руководителей филиалов и их главбухов. Насколько в это есть необходимость, на Ваш взгляд? Вы готовы к раскрытию такого рода информации?
Марина Звягина,
Начальник отдела по работе с клиентами "Вятской ипотечной компании":
- Я не вижу смысла таким подробным образом расписывать сведения о руководстве и сотрудниках банка. Это должно быть добровольно. Вообще, большей частью обнародование подобных данных - это собственный PR компании, направленный на повышение доверия клиентов банка. Для всех банков достаточно указать лишь, кто является руководителем банка. Гораздо важнее знать другие сведения: количество сделок, статистические данные, отзывы клиентов.
Дмитрий Гвоздев,
Адвокат:
- Я считаю, что данная информация о банке не принесет пользы для его клиентов, ведь информация об образовании сотрудников - это не главное в деятельности банка, и написать там можно, что угодно. Гораздо интереснее, важнее и нужнее обнародовать другие данные: по возвращенным и невозвращенным кредитам, в скольких случаях был невозврат и почему, какие попытки банк предпринимает для возврата долга, сколько всего ипотечных кредитов. Это нужно, чтобы клиенты могли спрогнозировать: а что будет со мной, если я не смогу выплачивать кредит? Тогда наступит здоровая конкуренция, и банки будут более лояльны, внимательнее к клиентам, а сами клиенты почувствуют большую ответственность перед кредитными организациями.
Данный законопроект изначально обречен. Не побоюсь этого слова - он бредовый! Сотрудники банка не являются госслужащими, чтобы открывать о себе подробную информацию в общий доступ. Ещё ужаснее карать за ложные данные уголовной ответственностью - это не тот случай.
- Не вызовет ли такая «прозрачность» побочных последствий? С чем они могут быть связаны?
Константин Дятлов,
Директор департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР):
- Данная практика пришла к нам с Запада, где уже давно стала неотъемлемой частью ведения бизнеса: любая компания, ведущая деятельность, направленную на массового клиента, позиционирует себе максимально открыто. Это дополнительно привлекает людей, стирает ненужные рамки и создаёт максимально прозрачные отношения между организацией и её клиентами, инвесторами и сотрудниками. В России до сих пор существует несколько иная специфика: из-за разного рода опасений собственники или руководство бизнеса не любят афишировать подробности своей личной жизни.
Виталий Сухинин,
Эксперт пресс-службы ВТБ24:
- Информация о руководстве ВТБ24 уже имеется на нашем официальном сайте. Здесь все желающие могут ознакомиться с подробной биографией членов правления банка. Это один из аспектов транспаретной политики ВТБ24. Помимо сайта, информация о руководстве доступна также в СМИ и соцсетях. Руководители нескольких департаментов ВТБ24 общаются с клиентами в facebook и twitter, ведут колонки на ведущих интернет-порталах. Подобное общение помогает быстрее получать "обратную связь", использовать ее при выработке стартегических инициатив, в режиме он-лайн решать возникающие вопросы. Банк открыт для любых вопросов, поступающих от клиентов. В дальнейшем мы также готовы придерживаться принципов открытости в своей работе, действуя в рамках существующего законодательства.
- Насколько выполнимы предъявляемые к банкам требования? С какими сложностями они могут столкнуться?
Константин Дятлов,
Директор департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР):
- На сайте нашего банка уже размещена подробная биографическая справка о его руководстве, включая президента. Из-за специфики банковского обслуживания мы узнаём достаточное количество персональной информации о своих клиентов, так почему мы должны скрывать эту же информацию о себе? Мы не видим ужесточения в раскрытии заявленной информации (об образовании и опыте работы банкиров).
- За нераскрытие информации или предоставление недостоверных сведений банкирам может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», предусматривающая наказание до 4-х лет лишения свободы. Как Вы считаете, не слишком ли такие меры радикальны?
Марина Звягина,
Начальник отдела по работе с клиентами "Вятской ипотечной компании":
- Наказывать банкиров за нераскрытие и недостоверные данные относительно образования и т.п, по-моему, абсурд. Наказание, и тем более такое жесткое, должно быть за скрытие отчетности, за ложную информацию о деятельности банка, что влечет за собой риски заемщиков.
- Чем обусловлено, на Ваш взгляд, ужесточение требований к банкам? Будет ли от этого отдача?
Марина Звягина,
Начальник отдела по работе с клиентами "Вятской ипотечной компании":
- Вероятно, власти озаботились ситуацией на рынке кредитных услуг, так как за последние пять лет появилось много новых кредитных и микрокредитных организаций. Эту сферу бизнеса необходимо упорядочивать и строго контролировать.