Минэкономразвития посчитал, что не все вредные производства так уж вредны

В Минэкономразвития порекомендовали доработать законопроект Минтруда о специальной оценке условий труда, регламентирующий идентификацию вредного производства.

На основании этого документа будет рассчитываться объем бонусов для работников, задействованных на вредном производстве, а работодатель сможет избежать лишних платежей в Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования.

Законопроект должен вступить в силу с 1 января 2014 года, но пока что остановился на этапе согласования.

Сейчас предусмотрено несколько процедур исследования условий труда на вредном производстве: аттестация рабочих мест, по результатам которой высчитываются бонусы работникам (сокращенный рабочий день, продолжительность отпуска, повышенная зарплата и другие гарантии), госэкспертиза, работа сертифицирующих организаций. Из всего этого планируется сделать одну гармоничную систему.

В первую очередь, будет проведена «чистка» рядов в списке вредных профессий. Таким образом из списка планируется исключить офисных работников, библиотекарей и ряд других профессий, которые относятся в вредному производству лишь номинально. Эта мера, в свою очередь, уменьшит бизнесу размер выплат за работников, которые числились на этих «вредных» производствах.

В законопроекте содержатся и новые правила, согласно которым проходить оценку условий труда будут лишь те компании, где производство действительно вредное.

Минэкономразвития считает, что сами критерии определения вредности в законопроекте прописаны очень размыто, многие пункты не затронуты вообще (например, критерии оценки травмоопасности и эффективности защиты). Всего было насчитано 12 понятий, абсолютно не раскрытых в законопроекте.

Если документ не будет изменен, серьезные издержки могут понести и работодатели, абсолютно, казалось бы, к вредному производству не причастные: стоимость аттестации рабочего места для предприятий малого бизнеса сейчас стоит от1 до 3 тысяч рублей, а специальная оценка экспертов Роспотребнадзора — уже 15-20 тысяч рублей.

Сергей Санников, заместитель руководителя Государственной инспекции труда, заместитель главного государственного инспектора в Кировской области (по охране труда):

«Я считаю, что законопроект требует доработки. Законодатели отменили в нем аттестацию рабочих мест в том виде, как она была раньше. Она состояла из трех частей. Во-первых, оценивались условия труда на рабочем месте, где, в первую очередь определялось наличие вредных производственных факторов. Во-вторых, это аттестация рабочих мест по травмобезопасности производственного оборудования, и, в-третьих, это обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

В законопроекте об оценке условий труда говорится только об условиях труда, наличии на рабочих местах вредных и опасных факторов: шум, вибрация, тяжесть, химические, физические, биологические факторы. Но ни слова не говорится о средствах индивидуальной защиты и обеспечении травмобезопасности производственного оборудования. То есть, закон нацелен только на то, чтобы предотвратить профессиональные заболевания. Но у нас в России проблем больше не с производственными заболеваниями, а с производственным травматизмом.

А то что в законопроекте прописаны высокие санкции за нарушение законодательства об охране труда, это правильно. Я считаю, что этот вопрос назрел уже давно. Почему-то за нарушение правил пожарной безопасности, промышленной безопасности штрафы большие, а за нарушение правил охраны труда, на сегодняшний момент, штрафы, например, для должностного лица, составляют от 1 до 5 тысяч рублей. Я считаю, что это не цена человеческой жизни».

Следите вместе с нами за новостями по данной теме.

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...