5 июля состоялся круглый стол, организованный Законодательным собранием Кировской области. Цель данной встречи - обсуждение законопроекта о транспортном обслуживании нашего региона, разработанного кировскими чиновниками. При создании проекта депутаты ориентировались на опыт других регионов. В частности, состоялась встреча представителей Заксобрания Кировской области с коллегами из Пермского края.
- В целом, на территории Российской Федерации существуют два подхода к транспортному обслуживанию населения. Первый является, по сути, рудиментом советского периода. При нем обслуживание населения и компенсация выпадающих доходов перевозчиков ложится на плечи бюджетов. Вторая система, которая является, на мой взгляд, более современной — это когда перевозка пассажиров является рыночной услугой, и государство берет на себя только полномочия по компенсации перевозки льготных категорий граждан. В Пермском крае действует именно такая система, - доложил
Однако такая однозначная коммерциализация пассажирских перевозок в районах области вызывает у многих негативное отношение. Дело в том, что контролировать деятельность тех предприятий, которые участвуют в конкурсе на субсидирование выпадающих доходов гораздо проще. А вот деятельность полностью частных перевозчиков окажется за пределами контроля властей. Кроме того, не совсем понятно, как на коммерческих маршрутах будет осуществляться перевозка льготников. Меж тем, льготу имеет каждый пятый житель Кировской области.Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации Кирова:" Мы поддерживаем такую позицию: должен быть конкурс. Позиция города такова: перевозки не должны быть такой услугой, когда кто хочет, тот и ездит. Мы принципиально за то, чтобы с перевозчиком заключался договор, где прописываются все права и обязанности перевозчика, и согласно которого с него потом можно спросить. Чтобы не было ситуаций, когда, скажем, с 1 по 10 января перевозчик отказывается выходить на маршрут, потому что ему это не выгодно (а такое было). Второй принципиальный момент — это быть ли вообще коммерческим перевозкам. Мы говорим о том, что каждый пятый житель города имеет льготу. Де-факто это значит, что когда автобус подходит к остановке и льготник видит надпись «коммерческие перевозки», он не может воспользоваться этой услугой. "
Кроме того, сомнения собравшихся на круглом столе вызывал и вопрос о том, как будет обеспечиваться безопасность пассажиров при коммерческих перевозках. Кроме того, огромные опасения вызывает то, что частные перевозчики, борясь за рентабельность своего бизнеса, могут «забросить» низкоприбыльные социальные маршруты и переключить внимание лишь на сулящие большую выгоду направления. А высокая конкуренция, которая при этом создастся, «размажет» прибыль между большим количеством перевозчиков. Таким образом, обслуживание на социальных маршрутах может стать нерегулярным, а прибыльные направления со временем превратятся в низкодоходные.
В связи с огромным количеством недоработок, перевозчики Кировской области высказали рекомендацию депутатам Законодательного собрания доработать законопроект в сфере транспортного обслуживания региона.
" Разработчики закона плохо представляют себе ситуацию в районах, так как, видимо, работали, в основном, в Кирове. Если есть возможность закон доработать, то нужно это сделать ", - считает Александр Хорошавцев, представитель «Автоколонны-1213».
Таким образом, исправленный вариант законопроекта будет рассматриваться вновь в августе.