В России может смениться подход к оценке условий труда, а индивидуальные профессиональные риски работников будут определять на основе идентификации опасностей. Сейчас Минтруда готовит соответствующий законопроект Федерального закона "О порядке специальной оценки условий труда".
В частности, теперь от оценки условий труда будет зависеть не только размер компенсаций, но и размер дополнительных отчислений на пенсионное страхование.
Как поясняют в Министерстве, формируемая единая система оценки условий труда позволит определять индивидуальные профессиональные риски работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.
Как система оценки условий труда работает сейчас?
Сергей Санников,
Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Кировской области:
Старая система оценки охраны труда действовала до 26 февраля 2013 года. Данная система базировалась на аттестации всех рабочих мест на предприятии. При этом аттестация предусматривала участие аккредитованных аттестационных организаций, соответственно, нельзя было использовать собственные аттестованные лаборатории на предприятии, что делало процедуру очень дорогой. В связи с этим было много нареканий от предприятий.
Андрей Воротников,
Директор кировского регионального центра «Охрана труда»:
Проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (комплекс исследований наличия и величины вредных и опасных производственных факторов на каждом рабочем месте), в результате которой определяется класс условий труда (допустимый, вредный/опасный). От результатов зависят, к примеру, размеры компенсаций работникам за вредные условия труда.
Алексей Березин,
Юрист компании «Бюро правовых решений «7 холмов»:
Оценка условий труда в данный момент влияет только на назначение досрочной трудовой пенсии по Спискам № 1 или № 2, на право получения дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенного рабочего дня и т. д.
Ваш взгляд, насколько необходимо сейчас в России обновлять систему оценки условий труда?
Андрей Воротников,
Директор кировского регионального центра «Охрана труда»:
Технический прогресс не стоит на месте, с момента принятия критериев оценки вредности и опасности условий труда прошло много времени, за которое накоплен практический опыт и проведены научные исследования. В некоторых случаях стало очевидно, что первоначальные критерии слишком завышены и их надо снижать или не применять для оценки вредности и опасности трудового процесса вообще.
Алексей Березин,
Юрист компании «Бюро правовых решений «7 холмов»:
Не совсем понятен данный законопроект. Несомненно, что есть категории работников, которым при его принятии, будут обеспечены дополнительные льготы, отпуска, повышенная заработная плата. Это, конечно, всё замечательно, но такие категории работников и на данный момент защищены трудовым законодательством. Если список таких работников расширится, это будет только хорошо.
Елена Кувшинова,
Директор компании «Азимут»:
Каких условий можно ожидать от смены оценки?
Сергей Санников,
Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Кировской области:
После внесения изменений и дополнений в приказ возникает вопрос: как оценивать условия труда, где аттестация не является обязательной.
Я считаю, что первоначально нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. Если по результатам аттестации рабочее место признано оптимальными и допустимым по условиям труда, то незачем проводить её повторно. Планово нужно проводить аттестацию там, где есть оборудование, производится его ремонт и т. д.
В то же время, сейчас есть категории работников, которые ущемлены в защите своих прав. Например, рабочие места офисных работников совершенно напрасно не контролируются должным образом. По факту большинство работают в 3 классе вредности. Соответственно эти работники могут не получить компенсации в должном объеме.
Известно, что новый закон по оценке охраны труда будет принят до декабря 2013 года. Новый законопроект призван соединить и привести в систему все этапы оценки охраны труда, в том числе аттестации рабочих мест. Он преследует благие цели. Например, сейчас всё базируется на подзаконных актах. Законодатели же хотят привести эту систему в статус Федерального закона.
Алексей Березин,
Юрист компании «Бюро правовых решений «7 холмов»:
Не думаю, что принципиально что-то изменится. Скорее, Минтруда хочет просто обновить трудовое законодательство, приняв единый закон, касаемый льгот для отдельных категорий работников.
Андрей Воротников,
Директор кировского регионального центра «Охрана труда»:
Надеемся, что изменения пойдут на пользу работникам и работодателям.
Елена Кувшинова,
Директор компании «Азимут»:
Придется ли предпринимателям впоследствии вносить коррективы в обустройство рабочих мест сотрудников?
Алексей Березин,
Юрист компании «Бюро правовых решений «7 холмов»:
Если такой момент будет отражен в законе и если, в случае его не выполнения, будет предусмотрена какая-либо ответственность для работодателя, тогда, несомненно, коррективы вносить придется. Тем более, что ради таких коррективов законопроект и принимается.
Андрей Воротников,
Директор кировского регионального центра «Охрана труда»:
Скорее, да. В конце 2013 года Минтрудом России планируется подготовить и направить в Госдуму для принятия Закон "О специальной оценке условий труда", одновременно с этим будут приниматься соответствующие изменения Трудовой кодекс, и нормативные акты относительно взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного социального страхования. Суть изменений в том, что работодатели будут уплачивать взносы в указанные фонды в зависимости от реального состояния условий труда на рабочих местах (сейчас все платят по установленным тарифам, не зависящим от условий труда). Чем хуже условия труда, тем выше риски получения работниками травмы или заболевания, а значит выше и взносы. Если эти изменения все-таки будут приняты, те работодатели, которых они коснутся (а кого коснётся пока не известно, предполагается, что коснётся всех) будут вынуждены либо уплачивать повышенные (значительно) взносы, либо заниматься улучшением условий труда и снижать размер взносов. Основная идея законодателей состоит в том, чтобы создать механизм экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда. То есть улучшать условия труда и снижать взносы должно быть дешевле, чем ничего не делать и платить взносы по максимуму.