Как ненужную игрушку: Уникальный самолет может "пролететь"

Создание "восьмерки" было знаковым - она определила главное направление дальнейшей деятельности ОКБ Антонов - разработка специализированных транспортных самолетов.

Кто такие “дети 70-х и 80-х”? Оглянитесь! Это мы с вами. Огромная часть жителей нашего города. Это нам в свое время завод им. ХХ Партсъезда (ныне Авитек) - мощный гигант, секретное предприятие - подарил самолет, в котором открылся детский кинотеатр. Чем же так уникален борт АН-8 и почему сегодня стоит его защитить?

Начнем с сухих фактов, без эмоций. Эмоции и размышления случатся, но потом.

Как говорит нам Авиационная энциклопедия “Уголок неба”, серийный АН-8 был передан на госиспытания в июне 1959 года, производил самолеты Ташкентский авиазавод. Я не стану расписывать уникальность самого проекта, сложности, с которыми пришлось столкнуться конструкторам при проектировании, инновации, внедренные в АН-8, его технические характеристики. Самые пытливые могут найти “техничку” “восьмерки” без труда. Нам сейчас интересно другое.

На сегодняшний день из всех выпущенных военно-транспортных самолетов АН-8 в мире осталось лишь пять: в подмосковном музее ВВС в Монино, в качестве основной экспозиции стоит номер "10 зеленый" (9340504); в Дальневосточном Музее Авиации г. Арсеньев находится Ан-8 RA-69302 (1З3480); еще один авиапамятник стоит на территории Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова на музейной линейке; на Шри-Ланка, как авиапамятник у а/п Bandaranaike в Коломбо находится Ан-8 4R-SKI (0Д3420) и у нас, в Кирове — АН-8 СССР-26197 (1З3450). Все, больше таких самолетов нет!

Зарегистрирован “наш” борт был 27 октября 1971 года, как СССР-26197. Списан 1 июля 1981 года, тогда же установлен, как авиапамятник. Последний полет наш АН-8 завершил на филейском аэродроме, своим ходом переехал на улицу Сутырина, где его водрузили на постамент. Говорят, именно это его и спасло в непростое, перестроечное время. Самолет стал подарком детям, в нем расположился детский кинотеатр “Орленок”, маленькие кировчане могли не только посмотреть в нем мультфильмы, но и вообразить себя пилотом — приборы, кабина “восьмерки” были полностью сохранены.

После трагических событий в аналогичном кинотеатре Самары на такую эксплуатацию самолетов был введен запрет. Тогда бы вспомнить, что статус борта - авиапамятник, но нет.

Прошло еще немного времени и вот уже не кинотеатр, не памятник, а кафе “Штопор” расположилось на борту. Видимо, как ты лодку назовешь, так она и поплывет. С организацией бара АН-8 перестал представлять для города ценность, его быстренько перевели в статус недвижимости и приватизировали вместе с землей. Сам по себе занятный факт.

Ну и потом, как оказалось, очень удобно, закрыв кафе, со временем снести самолет - разваливающийся, заброшенный дом по документам, а на его месте выстроить высотку. Земля-то приватизированная! Правда, есть одно “но”: даже если не влезать сейчас в борьбу УКС “Авитек” и компанией “МОДО-Групп”, справедливую, кстати, борьбу, ибо развитая инфраструктура для лица города и удобства жителей все-таки гораздо выигрышнее точечной застройки; если не думать о людях, чьи окна в итоге, возможно, будут выходить прямо в соседскую жизнь и кому будет некуда поставить машину и негде погулять с детьми, остается несоблюденная санитарная зона завода Авитек, подразумевающая запрет на строительство жилья в этом конкретном месте, хотя уже сейчас чиновники намекают на возможность пересмотра кадастровых номеров.

Вот здорово-то! И понятно, что это, знаете, звоночек такой тревожный. Пропустим - все. Ни скверов у нас не останется, ни памятных объектов. Потому что можно в случае чего и кадастры подвинуть, и ночью все спилить тихой сапой, и самолет превратить в нежилой дом.

Мы, конечно, сами виноваты со своим “авось” и своей халатностью. Дождались, теперь все в один голос говорят, что "использование самолета в качестве исторического объекта невозможно", представляете?

Да это же просто смешно!

И все эксперты заявляют, что восстановлению он не подлежит.

Только что ikirov.ru получил официальный ответ от Николая Манина, заместителя главного инженера ОАО "ВМП "АВИТЕК": “Самолет находится в аварийном состоянии: коррозия прошла по всему фюзеляжу самолета. Самолет надо закрыть, пока никто не пострадал. Сейчас он опасен для жизни и здоровья. А всё потому, что он оказался никому не нужным. Когда-то мы передали этот самолет в качестве подарка городу, городской администрации, ответственность за него несет администрация Октябрьского района. Но сейчас стало известно, что земля, на которой он стоит, продана частному лицу".

Значит, ответственность лежит на ком-то совсем безответственном.

Позвольте, я понимаю, почему невозможно восстановление самолета до состояния летательного аппарата, это действительно неподъемно и опасно, учитывая его состояние, но

я решительно отказываюсь понимать, почему нельзя выкинуть изнутри всю грязь, чтобы прекратить гниение, промыть, заменить проржавевшую обшивку, покрасить самолет и заварить дверь, чтобы то, что подарили нам, когда мы были маленькими, сохранилось?! 

Если это памятник, то не обязательно восстанавливать его летные качества, правда? Но пусть он будет, ради всего святого! Стоит же танк на Октябрьском проспекте!

В одной из соцсетей меня спросили, не сама ли я собираюсь заниматься восстановлением. Я конечно собираюсь, обещаю вам, для меня нет проблем в использовании тряпки с ведром и водой, болгарки, кусачек, ножниц по железу и т.д. И не я одна готова, слава Богу, горожанам тоже жаль часть собственного детства, часть городской истории. Тем печальнее видеть Протокол осмотра самолета, опубликованный в газете Голос рабочего как раз, по грустной иронии, в день моего рождения — 21 марта этого года. Протокол, заметьте, не экспертизы! Осмотра! Вывод комиссии: восстановление нецелесообразно, требуется уничтожить. Нецелесообразно почему? Дорого? Не хочется возиться? Некому? А давайте спросим детей тех самых восьмидесятых, чей, собственно, самолет, если восстановить историческую справедливость, не восстановят ли они, раз больше некому?

И еще один момент. Тот, кто приватизировал самолет под видом помещения и землю под ним не должен разве следить за его состоянием? Не должен хотя бы минимально облагородить свою собственность? Или проще тихонько сгноить его со словами “Так не достанься никому”? К слову, тех же ларечников гоняли за отсутствие урн, за плохой внешний вид торговой палатки. Снова двойные стандарты какие-то?

Да, дети восьмидесятых выросли, и так получается, что нашими усилиями АН-8 очень запущен, того и гляди его выкинут, как ненужную сломанную игрушку, с глаз долой. Вы не чувствуете ответственности?

Я чувствую и очень хочу обратиться к человеку, который еще в силах не допустить ужасной ошибки. Уважаемая, Ирина Васильевна, Вам, возможно, не понять и не суметь разделить ни жалости кировчан к сохранности скверов, ни сочувствия и желания защитить наш АН-8. Вы из Томска, а не из Кирова, поэтому Вам, наверное, действительно без разницы, есть у нас тут самолет, парк у Алых Парусов, сквер и поликлиника №1 или лучше придут дельцы и построят домов и прочих Центров, потому что так современнее и веселее. Мы все бесконечно уважаем Вашу честность, Вашу финансовую чистоту, но пожалуйста поймите, порой стоит сказать застройщику “нет”, четко выразив свою гражданскую и профессиональную, если угодно, позицию. Потому что иначе вырастают двойные стандарты с выпиливанием “неугодных” яблонь и самолетов и переписыванием кадастров, пачкается имя.

А имя - не кофточка. Выстирать его потом очень нелегко.

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...