Платите в кассу!: О штрафах и запретах

Можно ли при помощи многочисленных запретов и штрафов поднять уровень общественного сознания?

Всем нам уже набила оскомину непреложная истина о том, что власть должна заботиться о народе. Но знаете, последние свидетельства этой самой заботы слегка пугают. В свете последних законопроектов, которые получили одобрение, складывается такое ощущение, что нами с вами заинтересовались всерьез и надолго. Причем работают слуги народа не над тем, чтобы улучшить наше бренное существование, а тем, чтоб как можно полнее и глубже вторгнуться в наше с вами сознание.

Если проводить образную аналогию, на ум приходит семья, где царит самый настоящий непререкаемый матриархат. В роли сварливой жены, которая беспрестанно пилит свою вторую половинку выступает наше государство, а в роли покорного своей судьбе супруга — мы с вами.
Откуда такие ассоциации? Во-первых, одна из особенностей жизни с властной женщиной в том, что ей ты вынужден отдавать всю свою зарплату. Причем сколько бы ты в этом месяце не получил, все равно будет мало. Налоги, растущие цены и тарифы ЖКХ, все новые и новые штрафы... Ну, вы поняли. Хорошо, если хоть маленькую заначку удастся припрятать.

Следующий момент — сварливая жена просто ненавидит ваши вредные привычки и всеми силами борется с ними при помощи запретов и угроз.

Не кури!

Фу, какая отвратительная привычка это ваше курение. Дым коромыслом, вонь, бычки и сплошной вред для здоровья окружающих. Нужно срочно избавиться от этого пагубного пристрастия. Что ж, давайте примем закон, который заставит курильщиков, во-первых, платить за свою вредную привычку в несколько раз больше, чем сейчас, а во-вторых, чувствовать себя загнанным зверем. Кругом же общественные места! И на работе, и в поездах, и в кафе, и в ночных развлекательных заведениях (ведь в таких местах всегда бывает наибольшее количество беременных женщин и детей, страдающих от табачных миазмов.)

Причем в яростную борьбу слуг народа с довольно значительным процентом этого самого народа вступает армия вечно недовольных людей, свято уверенных, что курящих людей необходимо изолировать от общества на том лишь основании, что они распространяют кругом неприятный запах и разбрасывают повсюду окурки.

Однако позвольте: разве тут дело в курении? Разве будет адекватный человек намеренно выпускать клубы дыма на детей и беременных женщин? Вряд ли. Да и кидать окурки где попало не станет при наличии урны в непосредственной близости. Те же, кто подобными вещами не гнушается, просто дурно воспитаны. Если отобрать у них сигареты, кардинально ничего не изменится. В их арсенале найдутся жевательная резинка, бумажки, шелуха от семечек, а также огромный запас хамства и нецензурной брани, действующих на детей и женщин ничуть не лучше, чем табачный дым.

Что же до неприятных запахов, то можно заметить лишь то, что тут также прослеживается явная предвзятость. Почему-то никто не кричит, что его права нарушаются, когда его обдает запахом перегара или до тошноты приторного парфюма. Еще ужасно ощущать рядом с собой зловонное дыхание или запахи различных физиологических выделений. Но где же громкие протесты? Где гонения на другие категории «ароматных» граждан? Несправедливость какая-то. Либо всех предавать позору, либо уж никого. Почему достается только курильщикам?

Не пей!

Тотальный контроль за количеством употребленного супругом спиртного — еще одна из почетных миссий жены-пилы. Но приносит ли это желанный результат? Сомнительно. Да, на людях замученный упреками супруг будет тоскливо потягивать клюквенный морс. Но в отсутствие благоверной чисто из чувства протеста «оторвется» по полной. Да еще и пару заначек припрячет.

Ровным счетом то же мы наблюдаем в масштабах страны. Цены на спиртное растут, введены ограничение на время продажи. И, вроде бы, все работает. На ценниках нет уже заманчиво низких цен, а в магазинах четко следуют правилам продажи спиртного в ночное время и выходные дни. И все бы хорошо, если бы не одно «но». Несмотря на введенные ограничения, денатурат и подпольную ночную торговлю никто не отменял. Так что зависимым от алкоголя гражданам, на оздоровление которых направлены старания законотворцев, никакие ограничения не страшны. А вот подпольным бизнесменам дали отличный стимул.

Не сквернословь!

Семьи, напоминающие тоталитарное государство, отличаются также и тем, что один из супругов стремится всячески исправлять мировоззрение своей второй половинки. В том числе, всячески следить за его или ее лексиконом. И вот пожалуйста, недавно нам преподнесли закон о мате в СМИ, книгах, театральных постановках и фильмах. Предполагается, что если вычистить оттуда всю нецензурщину, речевая культура всех российских граждан мгновенно взлетит до небес (ведь фильмы, газеты, теле- и радиопередачи, - вот первоисточники всей матерщины в нашей стране.)

И идеализм законодателей никоим образом не омрачает даже тот факт, что сама формулировка «нецензурная брань» невероятно расплывчата. Если мыслить логически, то коль скоро мы хотим штрафовать СМИ, издательства и телеканалы за употребление табуированной лексики, то в законопроекте мы должны предъявить подробный перечень слов, попавших под запрет. И законодателей, лоббировавших проект о запрете мата, этот самый перечень просили предъявить.

Однако, как ни странно,
данная просьба была отклонена. При этом депутаты сослались на сложившийся институт лингвистической экспертизы, которая используется в судебной практике, когда человека или организацию привлекают к ответственности за оскорбления, клевету или мат в общественных местах. И все бы неплохо, если бы не несколько нюансов.

Первый - нормативного словаря русской обсценной лексики, на который мог бы ссылаться лингвист-эксперт, не существует. Второй — единого подхода к анализу ненормативной лексики нет (один эксперт, к примеру, может признать слова, в которых несколько букв заменено звездочками, матом, а другой, сославшись на то, что ни звуковой, ни графический образ бранной лексемы по факту не представлен, опровергнуть обвинение). И третий момент — лингвистическая экспертиза не имеет решающего значения при вынесении судебного решения. Фактически, лингвист-эксперт только дает свое заключение, а окончательный вердикт выносит судья.

В результате, вместо четкого правового механизма вновь получаем кашу, которую в зависимости от обстоятельств можно «сварить» по-разному. Зато нет никаких сомнений, что штрафы, которые станут присуждать за нарушение этого более чем расплывчатого закона, будут вполне реальными и для многих довольно ощутимыми.

Не богохульствуй!

Осыпать нас каскадом штрафных санкцийзаконодателям не надоест, наверное, никогда. Совсем недавно в первом чтении был принят законопроект об оскорблении религиозных чувств. Как отмечают эксперты, документ содержит целый список карательных мер и штрафных санкций, но ни одного вразумительного объяснения, за какие именно действия и слова будет наступать ответственность. А крайне туманное определение оскорбления религиозных чувств, как вы понимаете, запросто может привести к тому, что оскорбиться можно будет на что угодно. Безусловно, активизируются религиозные фанатики ото всех конфессий.

Кстати, защищать ваши религиозные чувства будут только в том случае, если вы принадлежите к конфессии, которая составляет «неотъемлемую часть исторического наследия народов России». К таковым причисляются православие, ислам, иудаизм и буддизм.

А если вы католик, пантеист или представитель еще какой-то малочисленной религиозной группы, вряд ли оскорбление ваших чувств вызовет столь уж широкий резонанс. Зато над атеистами, критикующими религиозные организации с позиции защиты светского мировоззрения, наверняка, сгустятся тучи.

В результате вместо закона, помогающего жить в многоконфессиональном государстве, мы можем получить документ, способный породить столкновения, во-первых, между представителями разных религиозных групп, а, во-вторых, между атеистами и верующими. Ну, и есть опасность, что получить штраф можно будет совершенно за что угодно.
Сдается, что смысл всех вышеперечисленных мер в том, чтобы изменить общественное сознание в лучшую сторону. Ведь для чего, в конце концов, склонная к перфекционизму супруга вечно «пилит» своего благоверного? Для того, чтобы сделать его лучше. Однако постоянные упреки, наказания и запреты, как показывает практика, не способствуют ни семейному благополучию, ни плодотворному диалогу между властью и народом.

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...