Из шелка и красок можно сотворить настоящее чудо

И не удивительно. Ведь роспись по шелку (батик) — это уникальный вид прикладного искусства, который позволяет соединить легкость и полупрозрачность акварельных красок, плавные переливы и четкие линии, и все это на натуральной шелковой ткани, которая всегда считалась предметом роскоши.

История батика

Батик, как техника, включает в себя множество различных способов ручной росписи ткани. Но все они имеют общий принцип — резервирование, то есть покрытие некоторых площадей рисунка специальным составом, не пропускающим краску, для того, чтобы обработанные участки сохранили свой изначальный цвет.

Такой способ рисунка по ткани с давних времен использовали в Китае, Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, в африканских странах. Тем не менее, история развития техники батик тесно связана с Китаем, ведь именно оттуда, вместе с шелком, техника распространилась по всему миру по Великому Шелковому пути.

В Японии батик получил широкое распространение в VIII веке. Там эта техника нашла свое применение в оформлении кимоно. Рисунок на кимоно не только носил декоративный характер, но и подчеркивал социальный статус владельца.

Одними из первых технику батика стали использовать и жители острова Ява. Там одежду с узорами в технике батик носили только аристократы, ведь создание рисунка требовало немалого времени. Кстати, они же расписывали ткани для одежды. И лишь со временем эту тонкую и трудоемкую работу стали доверять слугам.

В Европе же интерес к батику проснулся после книги по его истории, написанной генерал-губернатором острова Ява Томасом Раффлсом. В 1835 году в Лейдене была открыта первая фабрика по производству тканей в технике батик. Аналогичные фабрики вскоре появились и во многих других городах.

В Европе в технику батика внесли некоторые усовершенствования. Например, воск, который использовался в качестве резерва, стали наносить при помощи печатных штампов, что очень ускоряло и удешевляло процесс производства. Европейские специалисты консультировались с индонезийскими, а те, в свою очередь, применяли новые приемы и технологии у себя на родине.

В батике используются художественные приемы разных изобразительных искусств — акварели, графики, витража и подобное. Сейчас технология значительно усовершенствована и доступна каждому. В технике батик расписываются детали одежды, предметы интерьера, создаются панно.

Техники батика

Существует несколько видов батика, которые отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В горячем батике в качестве резерва используется воск, который наносится на ткань при помощи специального инструмента. Те места на ткани, которые покрыты воском, не поглощают краску и не дают ей распространяться дальше. Воск используется в горячем виде, собственно, отсюда и название техники. Когда работа завершена, воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик

В технике холодного батика используются краски на основе анилина, а в качестве резерва применяется специальный состав. Его можно приготовить самостоятельно или же приобрести в художественном магазине. Есть два вида резерва для холодного батика: густой (на основе резины) и жидкий (на основе бензина). Есть цветные и прозрачные резервы. В зависимости от состава резерва, для его нанесения используются разные инструменты: для резерва на основе бензина используются специальные стеклянные трубочки, а резиновый резерв наносят непосредственно из тюбиков, имеющих длинные носики.

Свободная роспись

Эта техника наиболее отражает своеобразие и уникальный стиль художника. Для свободной росписи по шелку используют анилиновые красители или же масляные краски с растворителями. Иногда свободную роспись сочетают с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с солевым раствором

Ткань, натянутую на раму, либо пропитывают водным раствором поваренной соли, а потом расписывают, либо роспись ведут красками, в которые введен раствор поваренной соли. Наличие раствора поваренной соли позволяет вести роспись свободно, варьируя форму и насыщенность мазков, так как соль ограничивает растекание краски. Такую роспись можно сочетать с обычным холодным батиком.

Техника сибори

Это, так называемый, «складной батик». Раскрашивается ткань после складывания и перевязывания, но результат более-менее предсказуем, так как шелк складывается особым образом.

Узелковый батик

Полотно ткани покрывают узелками, туго перетягивая их нитью. Ткань красится, узелки убирают. Получаются своего рода белые «горошинки». Если готовое изделие не гладить, эффект «жатости» сохранится надолго. Можно сделать один большой узел посередине или несколько узелков в определенной последовательности. Если красить сухую ткань, вы получите резкий переход между окрашенной поверхностью и неокрашенным полотном, если же красить влажную (смоченную и отжатую) ткань, границы перехода будут более плавными.

Екатерина Щепина и ее восхитительные работы

О своем увлечении батиком нам рассказала замечательная и очень талантливая мастерица Екатерина Щепина (сайт автора: http://shch-art.ru).

-Когда и почему Вы решили заняться батиком? Было ли это детским увлечением или оно пришло уже во взрослом возрасте?

В детстве я занималась в изостудии художника Александра Демышева, но потом творчество отошло на второстепенный план.

Уже в зрелом возрасте, когда я получила профессию инженера, я начала интересоваться искусством: живописью, рисунком, декоративно-прикладным творчеством. Посещала курсы по живописи, рисунку, а также по батику.

Около 5 лет я занимаюсь батиком, считаю, что уже перешла на более профессиональный уровень, но в батике, как и в любом другом виде творчества, нет предела совершенству. Я овладела практически всеми техниками. Это узелковый батик, горячий, холодный. Но специализируюсь на холодном батике.

-Как началось Ваше знакомство с батиком?

Я познакомилась с техникой на курсах, брала индивидуальные уроки у профессиональных художников, но в большей мере осваивала сама. Меня научили техническим приемам, а построение композиции, поиск колористических сочетаний нашлись опытным путем.

Сначала я больше тяготела к живописи и рисунку, но попробовав расписывать шелк, окончательно и бесповоротно влюбилась в батик. Здесь можно сочетать и графические и живописные приемы, пластически решать задачи композиции, наиболее полно выражая мысль, которую преследуешь, создавая ту или иную работу. Батик никогда не надоедает: можно сменить технику или приемы, и все будет по-новому.

-Обмениваетесь ли вы опытом с другими людьми, которые занимаются батиком? Может, у Вас есть какой-то клуб, кружок или нечто подобное?

На данный момент я член молодежного объединения Союза художников России. Вступала я туда не только со своими работами по батику, но и по живописи. Поэтому мы регулярно общаемся с другими художниками, в том числе и батикистами, которых у нас, кстати, в Кирове не очень много.

Кроме того, у меня есть свои ученики, которым я раскрываю секреты всего того, что я сама когда-то постигала впервые.

-Вы создаете преимущественно не картины, не панно, а какие-то прикладные вещи, которые можно использовать: шарфики, платки. А были ли у Вас какие-нибудь оригинальные, необычные заказы на батик?

Батик — это декоративно-прикладное искусство. И, как правило, оно должно быть «приложено» к каким-то вещам. Поэтому к батик-панно отношусь довольно прохладно, так как мне больше по душе создавать вещи, которые пригодились бы людям, например, шарфики, платки. В основном предметы гардероба.

Были и такие заказы, как ширмы, наволочки для подушек, всевозможные скатерти, шторы. Так же я расписываю галстуки. Считается, что настоящий галстук — это расписанный вручную галстук из натурального шелка. Безусловно, это достойный подарок для любого мужчины.

Еще был опыт росписи ткани для пошива одежды. Изначально расписывается белый отрез ткани, и потом из него шьется какое-либо изделие: платье, блузка, юбка. Но, так как я в большей степени считаю себя художником, чем модельером, то в плане составления композиции меня привлекают платки, потому что они могут быть не просто цветовым акцентом в гардеробе женщины, но и представлять собой художественное произведение.

-Что вас вдохновляет в работе?

Если посмотреть на мои работы, все они объединены общим стилем в плане геометрических деталей. Я люблю детальную проработку изделий и использую множество всевозможных орнаментов, мелких элементов.

К созданию каждого изделия я подхожу серьезно. Это трудоемкое занятие, когда ты пытаешься «рассказать историю» на заданную тематику на своем платке. Например, если я беру славянскую тематику, то стараюсь почитать историю, нахожу подходящие орнаменты, детали, и собираю это все в единый ансамбль, когда все элементы композиции подчинены друг другу.

Мне нравится в батике подбирать колористические сочетания. Да и сама работа с шелком привлекает: мягкие переходы цвета, яркость и насыщенность красок, блеск ткани, - все это не может оставить равнодушным.

-Натуральный шелк в Кирове просто достать? Он же довольно дорог.

Да, он дорогой. Но у меня, безусловно, ориентир делать качественные и долговечные вещи. Ради этого я готова на любые затраты. Лучше сделать одно хорошее изделие, чем десять дешевых и некачественных. Конечно, шелк в Кирове достать сложно, иногда приходится заказывать в других городах.

-А новичкам стоит начинать с хорошего шелка или все-таки лучше практиковаться на искусственном? Просто некоторые придерживаются мнения, что учиться надо на том материале, с которым будешь работать.

В том-то и дело, что новичкам нужно начинать на искусственном. Как правило, наведение резерва, все пробы — только на первый взгляд кажутся простыми. Где-то может получиться неровная линия, где-то краска протекает. С натуральным шелком работать сложнее, потому что нужно хорошо владеть техникой наведения резерва, равномерной заливкой фона. Здесь если капнет капля, ее нужно продолжать и заливать полностью всю поверхность, чтобы не было «ступенек», брака на изделии. Поэтому начинать надо на искусственной ткани, что позволит освоиться с приемами росписи.

-Для вас лично занятие батиком — это хобби или бизнес?

Я никогда не относилась к батику как к бизнесу. Изначально у меня и не было такой идеи. Я люблю рисовать и подхожу к работе с точки зрения удовольствия от процесса. Есть люди, которые ориентированы только на заработок. У них поточные изделия, в большом объеме, а если посмотреть на мои работы, можно понять, что я к каждой работе с душой подхожу. Для меня это, прежде всего, интерес, мое хобби, то, чем я живу. И если это еще и приносит мне доход, я только рада, что людям моя работа нравится, что это востребовано.

Изначально это не было бизнесом и, я думаю, это никогда и не будет только бизнесом. По крайней мере, я надеюсь на это. Потому что с бизнесом умирает в работах душа, а душа - она все равно нужна. У нас очень много на рынке аксессуаров, которые можно купить, и за меньшие деньги, и в большем количестве. Но когда работа выполнена с душой, люди это чувствуют и благодарны за то, что автор вложил душу.

-А на будущее есть какие-то планы?

Ориентир на творческую самореализацию. Я активно занимаюсь не только батиком, но и живописью, участвую в различных выставках, пока только на областном уровне. В планах поучаствовать в региональных и международных выставках. И, конечно же, идти дальше в освоении бездонных глубин искусства.

-С чего вы посоветуете начать новичку? Куда ему пойти, где поискать информацию?

Можно много и долго читать статьи в интернет, можно читать специализированные книги. Мало хороших книг, но они есть, можно поискать старые издания. Но прежде чем самому пытаться что-то осваивать, все равно, нужно посетить какие-то курсы, где тебе наглядно покажут, как нужно держать трубочку, наносить резерв...

Практические секреты, которые не напишут ни в одной книге, лучше узнавать от мастера. Учитель сократит время твоего обучения. При желании, можно постичь все самому, но учитель значительно сократит затраченное время и средства.

В любом случае, если у Вас лежит душа к рисованию, Вы терпеливы и аккуратны, Вам нравится создавать красивые и полезные вещи — Вам стоит попробовать заняться батиком. Как знать, вдруг и Вы откроете у себя талант.

Похожие материалы по теме