"Шарашкины конторы" изнутри: О чем молчат работники?

Увидеть «кухню» той или иной компании, узнать побольше о нравах, царящих в коллективе бывает очень интересно и познавательно, ведь в ходе подобной «экскурсии» по «мрачным закоулкам» может открыться очень многое. Например то, что фирма, которая казалась вам довольно успешной и благонадежной, на самом деле - та еще «шарашкина контора»...

Когда кто-то говорит слово «бизнесмен», что вам представляется? Наверняка солидный человек средних лет в дорогом деловом костюме. Этот человек решителен, смел в суждениях, имеет активную жизненную позицию, стремится к саморазвитию. Возможно, он даже склонен к авантюрам, потому что кто не рискует, тот не выигрывает. В общем, ваше воображение нарисовало человека, который как нельзя лучше вписывается в модное нынче понятие «успешность».

Что же мы видим в реальности? С одной стороны, многие предприниматели действительно в той или иной мере соответствуют нарисованному образу или хотя бы стремятся к этому. А вот по другую сторону мы встретим людей совершенно другого сорта. Людей, чьи успехи в бизнесе представляются не закономерным и заслуженным результатом упорного труда, а чем-то непостижимым и совершенно не поддающимся логическому объяснению.

Есть у некоторых горе-бизнесменов талант создавать своим «шарашкиным конторам» репутацию уважаемых фирм. Причем так искусно, что ни клиенты, ни партнеры не будут догадываться о том, что творится в «уважаемой фирме» на самом деле. Чтобы ощутить всю глубину мистификации, нужно взглянуть на ситуацию изнутри, глазами рядового сотрудника.

Приведу пример из жизни. Мой приятель на днях уволился. После двух лет работы. После того, как ежедневно делал конфетки из субстанции гораздо менее приятной во всех отношениях (он - дизайнер.) После того, как из-за полной безалаберности руководства и неразберихи в коллективе неоднократно вынужден был выполнять довольно объемные проекты в авральном режиме. Причем, выполнять качественно и в срок. И вот теперь он уволился. И это был вздох облегчения для него. Хотя что там облегчения? Искренней радости и восторга.

Кое-кто, возможно, не поймет, чем вызвана подобная эйфория от увольнения. Поясню. Условия, в которых работают сотрудники компании К. (назовем ее так), были просто невыносимы. И все стараниями работодателя. Нет, безусловно, в распоряжении работников все необходимые атрибуты офисного пространства: стол, стул, компьютер, телефон.

Зарплату, пусть и небольшую, платят стабильно и без задержек, да и с соцпакетом все было в порядке. Работа сама по себе довольно несложная и не требует такого уж сильного морального напряжения. Но все остальное в компании К. чудовищно.

Начнем с того, что понять, кто и за что отвечает в этом предприятии, невозможно. А так как круг обязанностей не оговорен заранее, разные отделы, носящие весьма солидные, но довольно загадочные названия, только и занимаются тем, что перекидывают друг на друга те или иные профессиональные задачи. Результат — сорванные сроки и невыполненная работа.

Эта самая компания К. напоминает странную и жуткую смесь тоталитарного государства и детского сада. К работникам здесь относятся как к малым детям, а не к каким-никаким специалистам. В кабинете нужно сидеть тихо. Разговаривать между собой или обмениваться сообщениями в интернет-мессенджерах ни в коем случае нельзя. Историю браузера и служебной ICQ руководство периодически почитывает, дабы давить ростки инакомыслия на корню.

Проделанная сотрудниками работа оценивается начальниками на уровне «нравится-не нравится», потому что другие критерии им неизвестны.

Никаких тебе «продает», «отвечает задачам клиента», «работает на аудиторию заказчика». Все это неважно. Главное, чтобы директору «нравилось». А если «не нравится», работник получает головомойку. Причем разговор всегда начинается внезапно с фразы «Что это такое?!?!» И пока работник пребывает в недоумении и шоке, на его голову льются потоки неконструктивной критики, носящей скорее личный, а не рабочий характер.

И такая нервотрепка — это явление каждодневное. Вообще, шокирующих примеров некомпетентности и самодурства руководства компании К. — огромное множество. Останавливаться на каждом не имеет смысла. Все же основная проблема в том, что прописная истина - «все решают кадры» - ничего не говорит этим предпринимателям. Хороших и талантливых сотрудников, которые каким-то чудом все еще приходят в компанию К., поддавшись обещаниям в вакансии о дружном коллективе и интересной творческой работе, здесь не ценят.

В результате о развитии бизнеса речь не идет, ведь постоянно приходится «зализывать раны» после очередной серии увольнений, ведь текучка кадров — это явление постоянное в этой фирме. Мой приятель продержался 2 года, и это рекорд. В коммерческом же отделе лица сменяются настолько часто, что даже имена новых сотрудников бесполезно запоминать.

Примечательно, что начальство такую ситуацию видит, но никак не может проследить связь между своей неумелой кадровой политикой и отсутствием постоянной команды. И несмотря на это все, компания К. до сих пор на плаву и, более того, получает неплохую прибыль. А все потому, что ни клиенты, ни соискатели, приходящие на собеседование не знают заранее, куда они попали. В заблуждение их вводят мастерски.

Так, два кабинета, арендованные в офисном центре, называют «крупнейшей в отрасли компанией», горстку несчастных работников - «дружным коллективом единомышленников», а бесконечную рутину в условиях постоянного морального давления - «интересной перспективной работой с возможностью саморазвития и карьерного роста».

И сколько таких компаний расплодилось на просторах нашей страны? Тысячи или десятки тысяч? И правду о них знают только сотрудники этих фирм. Знают, но молчат, не желая расставаться хоть с плохонькой, но уже привычной работой. А «шарашкины конторы» процветают...

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...