1. Великий Пост в церковном богослужебном уставе называется «Святая Четыредесятница» по причине его продолжительности, равной примерно сорока дням.
2. Сорокадневный пост установлен в Православной Церкви в подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Однако и в Ветхом Завете известны случаи воздержания от пищи в течение сорока дней: пребывание пророка Моисея на горе Синай (Исх. 34, 28) и путешествие пророка Илии к горе Хорив (3 Цар. 19, 8).
3. Точная продолжительность Великого Поста составляет 36,5 суток — ровно десятую часть от количества дней в году.
4. Великий Пост заканчивается праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным Воскресеньем).
5. Страстная Неделя не является частью Великого Поста. В древности она называлась иногда «Пасхой Крестной».
6. Первое упоминание о еженедельном посте в среду и пятницу среди христиан находится в произведении «Дидахе», датируемом 120-160 гг. по Р.Х.
7. Аналогом мясопустной седмицы (масленицы) — последней подготовительной недели перед Великим Постом на Западе является карнавал (от лат. carnem levare — «убрать мясо»).
8. По церковному уставу во все дни Великого Поста, кроме выходных и праздничных дней, пища принимается один раз в день — вечером.
9. Во время Великого Поста, как и других многодневных постов не совершается таинство венчания.
10. На Руси вообще практически всегда Великий Пост мирянами соблюдался строже, чем в других Поместных Церквях. Архидиакон Павел Алеппский, в XVII веке посетивший Москву с патриархом Антиохийским Макарием, вспоминал: «В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им [русским] против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост».
11. Повсеместное распространение практики поститься 40 дней перед Пасхой современная церковно-историческая наука относит к началу IV века. До этого продолжительность и качество поста в разных Поместных Церквях очень сильно отличались.
Иерей Николай ГУЛЕЙКО
По материалам dia-logos.ru