Для современных детей игры в солдатиков заменил компьютер. Там тоже есть «солдатики» и тоже можно устраивать битвы с другими игроками. И тоже не надо выходить из дома круглый год. Но вот и делать там, в этих играх, тоже ничего не надо. Ничего не надо придумывать, напрягать воображение — создатели игр все уже сделали. Игры сводятся к принципу «бери оружие-убивай врага» и превращаются в меланхоличное тыканье по кнопкам. Не нужно думать — все для любимых игроков, которые приносят создателям игр неплохие деньги. А про наглядную жестокость компьютерных сражений я просто умолчу...
Казалось бы, что старым-добрым солдатикам уже не найдется места в современной реальности. Но, как оказалось, сдаваться так просто любимые с детства игры не хотели. Более того, кто-то, кто еще помнил свои детские игры, правильно рассудил, что раз уж простые солдатики так сильно проигрывают фантастической и фентезийной кибер-реальности, надо сделать их такими, чтобы они соответствовали этой компьютерной сказке. Так появились настольные игры-солдатики, которые были похожи на персонажей из компьютерных игр, но их можно было пощупать, самостоятельно собрать, раскрасить. Новые миниатюрные бои на старый лад стали называть варгеймами.
Война в одной коробке
Варгеймы — это разновидность стратегических игр, которая призвана имитировать различные военные конфликты, как реальные, так и вымышленные. Бывают варгеймы компьютерные и настольные. Нас интересуют именно последние, так как это наиболее увлекательная разновидность.
Настольные варгеймы появились еще в 1954 году, а приобрели наибольшую популярность в середине 70-х. Но в некоторых источниках указывается, что древнейшим варгеймом была индийская настольная игра «Чатуранга» (прообраз нынешних шахмат). На основе материальной, наглядной части (игровые фигурки, миниатюры) и ментальной (правила, стратегии боя) в начале ХХ века появились настольные игры, которые мы сейчас называем варгеймами.
Как ни странно, настольными военными играми увлекаются, чаще всего, не дети, а вполне себе взрослые дяди и тети. Если подумать, это не так уж и удивительно: чтобы собрать армию из пары-тройки десятков юнитов-«солдатиков», придется выложить немаленькие деньги. Фигурки для игры собираются и расписываются вручную, готовая миниатюра стоит довольно дорого. Поэтому многие предпочитают собирать свои отряды «по частям» - покупая разборные модели и раскрашивая их. Но об этом чуть позже.
Правила боя
Существует три разновидности игровых правил настольного варгейма: базовые, пофигурные и скирмиши. Самые простые правила — скирмиши. Они рассчитаны на небольшое количество фигурок, действия которых очень детализированы. Собственно, в этом и заключается особенность этого типа правил. Каждая фигурка персонифицируется, учитываются все особенности жизнедеятельности персонажа. Обычно отыгрывается противостояние небольших банд или даже отдельных «солдатиков».
В пофигурных правилах в противостоянии участвуют целые отряды. Тем не менее, фигурки тоже персонифицируются, дайсы (игровые кубики) бросаются за каждого юнита. Процесс боя детализирован. Во время игрового боя игроки оперируют такими понятиями, как попал или не попал в противника, пробил или не пробил защиту, а если пробил, то убил ли или же нет. Такие правила используются для небольших армий.
Согласно базовым правилам, действия каждого отдельного солдата не персонифицируются. Определяется результат столкновения отрядов, весь остальной игровой процесс абстрагируется. Базовые правила как нельзя лучше подходят для массовых сражений. Тем не менее, даже в базовых правилах уровень детализации игрового процесса может быть повышен по желанию игроков.
Хотите попробовать?
Киров не остался в стороне от увлечения настольными баталиями. В нашем городе есть много мест, где можно поиграть в настольные игры, в том числе и в варгеймы. Но одно из них — Клуб «Astartes» - является наиболее наглядным примером сообщества любителей настольных военных игр. Клуб специализируется на варгеймах по вселенной игры «Warhammer 40 000». Один из руководителей клуба, Михаил Колпащиков, согласился ответить на несколько вопросов и рассказать немного о своем интересном увлечении, а так же о том, как он делал «первые шаги» в этом хобби.
Справка на «Википедии»:
Warhammer 40,000 — серия настольных игр, производимых компанией Games Workshop, действия которой происходят в мрачной технофэнтезийной вымышленной вселенной. Игра была создана Риком Пристли и Энди Чамберсом в 1987 году как научно-фантастическое дополнение к Warhammer Fantasy, у которой заимствована значительная часть игровой механики, сюжетов и персонажей. Также выпускаются приложения, называемые кодексами для Warhammer 40,000, которые описывают подробные правила для городской/планетарной осады и крупномасштабных боевых действий. Игра изображает сражения между армиями вымышленной вселенной 41-го тысячелетия с помощью миниатюрных фигурок воинов, чудовищ и боевой техники в масштабе «28 мм», то есть приблизительно 1:65.
-Как давно ты начал увлекаться настольными играми?
Настольные и прочие игры мне нравились еще в детстве, особенно варгеймы. Еще в школе, по причине отсутствия таких игр, я сам делал игры из бумаги для себя и своих друзей. Мы проводили часы за настольными и «напольными» битвами.
В саму субкультуру «Вархаммера» я влился, как и многие, благодаря компьютерным играм, которые по этой вселенной выпускаются в достаточно большом количестве. Потом я случайно наткнулся на форум настольщиков (прим.: игроки в настольные игры) и задумался над идеей попробовать играть. Вот так и созрело решение начать играть в «солдатиков». Кстати, это слово не очень нравится большинству игроков. Все-таки, следует отделять игры для детей (в солдатиков) от игр взрослых.
-Какие были твои первые "шаги" в хобби? Трудно ли было доставать все необходимое и искать единомышленников в Кирове?
Первым делом я «прозондировал» рынки. Как оказалось, ближайший магазин со всем необходимым находится в Москве. Как подвернулся случай, с товарищем поехали туда. Для начала купили стартовые наборы, чтобы иметь возможность играть хоть как-то. Купил, собрал. И тут, как говорится, «понеслось».
Миниатюрки были очень красивые и качественные. Правила — это вообще отдельная тема. Чтобы их полностью освоить, пришлось перечитать «рульбук» (книгу правил) раз пять, ибо, хоть игра и не особо сложная, она имеет множество нюансов. Осознав, что хобби мне реально нравится, я начал искать единомышленников. Сначала подключил друзей, которые так же, как и я, сильно заинтересовались игрой и начали собирать свои армии. Затем я создал группу Вконтакте и начал активный поиск единомышленников в Кирове.
Так познакомился с Сергеем Некрасовым, с которым мы, впоследствии, и организовали клуб. На тот момент Сергей достаточно давно был в хобби, умел красить миниатюрки и обладал внушительной коллекцией. Помещение для клуба мы нашли через знакомых. Нам его любезно предоставила Людмила Георгиевна Крылова из Вятского историко-краеведческого клуба «Мир». Вот так и началась наша активная «клубная» жизнь.
Сам клуб был соз%D