Сбой в системе: Об электронных услугах в аналоговой стране

Мы все время пытаемся угнаться за западными странами в плане технологий. Прилагательное «электронный» в нашей стране стараются прилепить практически к любому существительному: электронный документооборот, электронные сигареты, электронный паспорт, электронная книга, и, наконец, электронные услуги. Вот о последних и хотелось бы поговорить поподробнее.

Знаете, на днях я чуть не стала благотворителем поневоле. Все началось с того, что во время перерыва я пошла в банк для того, чтобы пополнить свою электронную опять-таки транспортную карту. Никаких сложностей и проблем не предвиделось.

В меру приветливая девушка у терминала вызвалась мне помочь. Взяв мою карту, она начала производить необходимые манипуляции. Полминуты она нажимала виртуальные клавиши на сенсорном экране, после чего попросила меня вставить купюры в купюроприемник. Когда большая часть бумажек исчезла в чреве автомата, девушка, явно смутившись, объявила, что произошел какой-то сбой, и операция не может быть продолжена. Вернуть деньги обратно коварная и бездушная машина, естественно, не может.

Что же делать? Работница банка предложила либо перечислить уже внесенную сумму на счет мобильного телефона, либо оплатить услуги Интернет. Честно признаться, ни один из предложенных вариантов меня не порадовал, но, что поделать, решаю отправить деньги своему интернет-провайдеру.

Удалось ли мне это сделать? Ну, конечно, нет. Терминал оповещает о том, что и эту операцию он выполнить ну никак не может. Почти утратив надежду и самообладание (настроение, к слову, в тот день и так было так себе) решаю отправиться в другой банк и оповещаю девушку у терминала, о том, что пополнять счет мобильного телефона не имею никакого желания, а вот вернуть деньги очень хочу.

А это, друзья мои, не так-то просто, как оказалось. Вот сначала мои несчастные несколько сотен рублей отправятся в какой-то благотворительный фонд. Потом мне нужно будет написать жалобу о возврате денег, потом ее будут рассматривать. И вот по окончании всех этих мытарств мне, наконец-таки, вернут деньги. Когда это произойдет, конечно же, никто точно сказать не может. Дивная ситуация.

К счастью, работница банка догадалась позвать свою коллегу и посоветоваться с ней. Дамы мучались и ожесточенно терзали сенсорный экран еще минуты три, и проблема, наконец, решилась. Транспортную карту мне, наконец, активировали.

На обратном пути я начала думать обо всей этой ситуации. Ведь, по сути, те же самые транспортные карты — это благо, которого никто не хотел и не просил. Однако нам его навязали довольно нахально и бесцеремонно.

При этом чиновники отчитались перед начальством о том, что в нашем регионе эти самые электронные проездные ввели в рекордные сроки. Ударники труда, ничего не сказать. Только вот за всеми этими оптимистичными данными стоит реальная ситуация, которая выглядит отнюдь не так радужно, как на бумаге.

Во-первых, на мой взгляд, информационная работа была проведена недостаточно грамотно и хорошо. Об этом можно судить по тому, что еще до сих пор не все понимают правил обращения с электронным проездным.

До сих пор находятся такие, кто удивленно хлопает глазами, узнав, что неиспользованные поездки сгорают. До сих пор некоторые люди не понимают, почему это кондуктор не возвращает им деньги за билет, оплаченный картой, когда автобус сломался. До сих пор многие не знают, куда обращаться в случае неполадок или утери пресловутого кусочка пластмассы. А ведь к тому моменту, как нововведение претворяется в жизнь, таких вопросов уже вообще не должно ни у кого оставаться.

Девушки в банке, которые не без усилий смогли пополнить мою транспортную карту, заметили, что система оплаты этой услуги не отлажена и работает довольно нестабильно, поэтому сбои случаются частенько. Хочется спросить, господа-новаторы, а об этом вы высокому начальству доложили? Почему-то я так не думаю.

Но, знаете, вообще-то, дело не только в электронных проездных. На самом деле, вся проблема в том, что мы фактически бежим быстрее паровоза, вводя все новые и новые электронные услуги. Несмотря на то, как активно нам их навязывают, фактически, у нас для удобного и комфортного пользованияэтими благами цивилизации нет достаточной базы.

Если на западе, в среднем, на несколько десятков человек приходится одно цифровое устройство, будь то банкомат, платежный терминал или даже вендинг-автомат, предлагающий кофе, то в нашей стране одно устройство приходится на сто тысяч человек.

При таких цифрах, честно говоря, даже странно утверждать, что электронные услуги — это быстро и удобно. То бишь, прежде чем воспользоваться электронной услугой, вам сначала придется днем с огнем поискать нужный терминал или банкомат. Задача усложняется в вечернее время и в выходные. А вот гордые обладатели банковских карт все-таки далеко не везде еще могут расплатиться своими «электронными» деньгами.

Вот потому-то наши люди все еще предпочитают носить в кошельке наличные и толкаться в очередях в офисах банков и пунктов приема платежей. Это представляется более надежным и проверенным способом. Никаких тебе сбоев, никаких неожиданностей.

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...